Особенности деятельности тьютора и ассистента
Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты). В инклюзивном образовании тьютор, кроме сказанного выше, это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.
Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. N 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под N 11731 и N 11725 соответственно), внесена в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, в раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Таким образом, указанная штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация АОП и индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора.
Тьютор может выполнять следующие функции:
- педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПк, ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса; включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать);
- специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога). Пример должностной инструкции тьютора в системе инклюзивного образования города Москвы представлен в Приложении 1.
Как правило, в региональные документы, описывающие подходы к составлению штатных расписаний ОО, включается пункт о введении дополнительных ставок тьютора, например, при наличии в школе шести детей с ОВЗ. В этом случае нагрузка тьютора определяется исходя из его занятости с каждым ребенком. Но тьютор может рекомендоваться ПМПК конкретному ребенку (например, с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями), независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе. В этом случае он будет находиться с ребенком все свое рабочее время. В каждом регионе и каждой образовательной организации с учетом конкретных условий реализуется своя модель, которая обеспечивается финансовыми, административными, организационными и прочими возможностями ОО. Например, возможно введение должности тьютора в штатное расписание или расширение, изменение должностных обязанностей педагога, дефектолога, социального педагога, психолога.
Финансирование деятельности тьютора может осуществляться из суммы повышающего коэффициента на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья; через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда; через стимулирующие доплаты работникам ОО.
Обязанности ассистента при организации обучения детей с ОВЗ описываются в ряде документов. В том числе в ст. 79 ФЗ N 273-ФЗ оговаривается в качестве одного из специальных условий обучения детей с ОВЗ предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; в части III приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 1015 указывается на необходимость создания специальных условий обучения, в том числе предоставление услуг ассистента, оказывающего необходимую помощь. Также о задачах ассистентов отдельно говорится в положениях по организации итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ). Учитывая вышеприведенное, можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего, который может не иметь высшего психологического или педагогического образования, именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.
Учитывая сложные региональные условия, нехватку квалифицированных кадров, целесообразно продумать различные направления деятельности образовательной организации по повышению квалификации кадрового состава школы. Например, практика внедрения ФГОС НОО ОВЗ в Калининградской области показала необходимость корректировки содержания программ дополнительного профессионального образования в части повышения квалификации, профессиональной переподготовки как руководящих и педагогических работников, подготовки тьюторов и ассистентов. В калининградских коррекционных образовательных организациях используются услуги ассистента (помощника). Ассистент проходит специальную подготовку для оказания обучающимся необходимой технической помощи, проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечения доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Калининградским областным институтом развития образования разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) педагогических работников с учетом кадрового дефицита региона и потребностей в подготовке специалистов в области инклюзивного образования:
- Программа профессиональной переподготовки "Коррекционная педагогика и психология" в объеме 528 учебных часов. Цель программы: развитие профессиональной психолого-педагогической компетентности, обновление и расширение теоретических и практических знаний работников системы образования в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных методов решения профессиональных задач в области инклюзивного образования;
- Программа повышения квалификации "Особенности образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС". Данная программа реализуется в объеме 108 учебных часов. Программное содержание направлено на повышение квалификации педагогических работников и специалистов служб сопровождения в области реализации инклюзивного образования, инновационных проектов, включающих создание и распространение успешных моделей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Организация обучающих мероприятий по программам дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) руководящих, педагогических работников и специалистов в области инклюзивного образования позволяет своевременно реагировать на современные вызовы образовательной политики, требующие создания специальных образовательных условий.
Современная система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров исходит из того, что качество обучения персонала иллюстрирует качество управления и обеспечивает конкурентоспособность организации. Особенно возрастает роль обучения в условиях организационных изменений, когда старые подходы к работе, старые управленческие схемы не только становятся менее действенными, но часто оказывают отрицательное воздействие на эффективность труда.
Курсы повышения квалификации могут быть организованы институтами развития образования, профильными вузами регионального и федерального уровня, имеющими соответствующие лицензии. Право организации курсов повышения квалификации также имеет ряд коммерческих организаций (ст. 12 и 31 ФЗ N 273). Особенно стоит обратить внимание на возможность дистанционного обучения на курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и других аналогичных мероприятиях, организованных учреждениями, имеющими соответствующие лицензии. Примерная тематика таких курсов разнообразна и может охватывать как вопросы общего характера, так и освещать подходы к решению локальных инновационных образовательных задач. Модульное построение курсов, наличие стажировок, включение в программы курсов научно-практических семинаров, конференций, дискуссионных площадок будет значительно повышать качество конечного результата повышения квалификации педагогических кадров.
Особое направление повышения квалификации составляют взаимопосещения специалистов различных образовательных организаций, формирование региональных, районных, межинституциональных методических объединений, создание ресурсных центров на базе ведущих специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Тематикой работы в рамках такого взаимодействия могут стать вопросы практической разработки документации, организации процесса обучения, воспитания или коррекции развития ребенка, обсуждение (обмен) конкретных методических разработок.
Другим перспективным направлением в части повышения квалификации можно считать внутришкольные мероприятия. Для их организации необходимо выявить потребности в обучении на основании оценки педагогического и руководящего персонала, что позволяет:
- оценить уровень профессиональной компетенции;
- охарактеризовать основной "разрыв" в компетенциях сотрудников между настоящим и требуемым для эффективной работы уровнями;
- сформировать перечень знаний, навыков, которыми необходимо овладеть;
- выявить убеждения, мешающие эффективно работать.
В качестве перспективных форм организации обучения можно рассмотреть обучение на рабочем месте, наставничество, обмен опытом, взаимопосещение занятий, работа в творческих парах или группах, корпоративные тренинги, краткосрочные курсы повышения квалификации.
Особое место в этой работе занимает создание отдела, призванного повышать квалификацию сотрудников и мотивировать их деятельность на достижение главных целей образовательной организации. Такой отдел может объединять наиболее грамотных, опытных членов коллектива, имеющих базовое образование, соответствующее профилю их деятельности, включая представителей организаций, сотрудничающих в рамках сетевого взаимодействия.
Организация подобных подразделений в образовательной организации влечет за собой назначение их руководителей. Безусловно, в качестве последних могут выступать лишь педагоги, имеющие значительный опыт, высокие профессиональные достижения, полноценную, глубокую и современную теоретическую подготовку и опыт руководства темами, проектами, направлениями, творческими объединениями. Вероятно, целесообразно продумать и предусмотреть обучение и повышение квалификации таких сотрудников на основе стажировок в ведущих федеральных вузах по проблемам организации образования обучающихся с ОВЗ, а также особый подход к оценке их профессиональной компетентности, например, в виде защиты портфолио, программ развития методической системы образовательного учреждения, открытых лекций и др.
Приоритетными методами обучения в системе повышения квалификации кадров являются интерактивные, практико-ориентированные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков. Возрастающий поток информации требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечивать высокий уровень овладения слушателями изучаемым материалом и закрепления его на практике, что реализуется через тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, деловые и ролевые игры.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей