Модуль II. Организация образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР (43 часа)

Тема 1. Психолого-педагогическое обследование ребенка (2 часа)

Организация психолого-педагогического обследования ребенка. Наблюдение за ребенком, особенностями сенсорного, физического, речевого, эмоционально-волевого развития, сформированности навыков предметной деятельности, самообслуживания, способов общения с окружающими, способности управлять своими эмоциональными проявлениями (наличие поведенческих проблем). Определение приоритетных образовательных областей. Беседа с родителями. Сбор информации об истории развития ребенка. Уточнение запроса родителей в отношении развития и обучения ребенка. Рекомендации специалистов по обучению и воспитанию ребенка. Определение направлений возможного сотрудничества специалистов образовательной организации и семьи.

Тема 2. Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Система оценки достижений освоения планируемых результатов АООП (3 часа)

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) как специальное условие, позволяющее удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся по варианту 2 АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Структура, организация разработки и составления СИПР. Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося в процессе разработки СИПР. Составление психолого-педагогической характеристики. Составление индивидуального учебного плана (ИУЦ) и расписания уроков/занятий. Формулирование конкретных задач обучения и воспитания ребенка. Формирование базовых учебных действий. Подбор оптимальных методов и средств для реализации СИПР. Создание условий для реализации потребности в уходе и присмотре. Программа сотрудничества с родителями. Оценка достижений освоения планируемых результатов СИПР (приложение Б).

Тема 3. Условия реализации АООП (1 час)

Материально-технические условия реализации АООП: организация пространства, временного режима обучения, учебного места обучающихся; технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии); специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся; условия для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся. Организационно-методические условия реализации АООП: формирование классов, групп обучающихся; разработка календарно-тематического планирования; составление расписаний уроков/занятий, графиков работы; выбор методов, приемов обучения; анализ полученных результатов; проведение консилиумов, консультаций. Кадровые условия реализации АООП: междисциплинарный состав специалистов, квалификация педагогических работников.

Тема 4. Формирование базовых учебных действий (2 часа)

Формирование базовых учебных действий. Готовность к нахождению и обучению среди сверстников, взаимодействию в группе обучающихся. Учебное поведение, формирование учебного поведения. Выполнение задания, переход от одного задания к другому. Обучение подражанию, следованию вербальным инструкциям, поддержанию правильной позы, зрительному контакту. Основные проблемы поведения. Функции проблемного поведения. Коррекция поведенческих проблем (анализ ситуаций проблемного поведения). Методы и способы коррекции.

Тема 5. Сенсорное развитие (1 час)

Развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия, восприятия запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности. Цель обучения. Организация педагогической работы, направленной на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности, формирование сенсорно-перцептивных действий. Зрительное восприятие. Слуховое восприятие. Кинестетическое восприятие. Восприятие вкуса. Восприятие запаха.

Тема 6. Формирование предметно-практических действий (1 час)

Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности. Цель, задачи формирования предметных действий. Действия с материалами. Действия с предметами. Приемы работы с детьми.

Тема 7. Содержание программного материала предмета "Человек" (3 часа)

Представления о себе. Представления о своей семье. Цель, задачи, содержание самообслуживания. Гигиенические навыки. Обращение с одеждой и обувью. Прием пищи. Использование специальных столовых приборов. Туалет. Развитие самостоятельности обучающихся с ТМНР.

Тема 8. Развитие речи и общения (в т.ч. с использованием средств альтернативной/дополнительной коммуникации) (2 часа)

Потребность в общении у детей и подростков с ТМНР. Формирование навыков общения. Выбор средств общения. Обучение использованию вербальных и невербальных средств коммуникации и социального общения. Материально-технические условия реализации АООП и СИПР. Альтернативная коммуникация (с использованием графических символов, технических устройств).

Тема 9. Использование средств искусства в процессе образования (2 часа)

Развитие изобразительных и творческих способностей обучающихся с ТМНР. Задачи обучения изобразительной деятельности. Освоение доступных приемов работы с различными материалами и инструментами. Формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами (при лепке, рисовании, аппликации). Музыка как средство развития эмоциональной и личностной сфер, социализации и самореализации ребенка. Виды и формы музыкальной деятельности. Взаимодействие с различными организациями в реализации творческих проектов, способствующих социокультурной интеграции детей.

Тема 10. Формирование трудовых навыков у подростков с ТМНР (2 часа)

Подготовка людей с ТМНР к доступной трудовой деятельности. Формирование навыков трудовой деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями развития подростков с ТМНР. Профили трудовой подготовки: растениеводство, полиграфия, деревообработка, ткачество, керамика, батик, шитье. Алгоритм действий как основное условие освоения последовательности операций. Приемы и способы формирования трудовых навыков.

Тема 11. Физическое развитие детей и подростков с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, ТМНР (2 часа)

Физическая активность у детей и подростков с ТМНР. Уровни физической подготовленности обучаюшихся. Цель, задачи адаптивной физической культуры (АФК). Обогащение сенсомоторного опыта обучающихся с ТМНР. Используемые технологии: Бобат-терапия, MOVE (развитие двигательных возможностей через обучение), кинезитерапия, гидрокинезитерапия, МОТОмед-терапия. Факторы, влияющие на сопровождение детей и подростков с ТМНР. Техники перемещения. Активность детей и подростков с ТМНР во время перемещения. Позиционирование детей и подростков с ТМНР.

Тема 12. Формы и содержание внеурочной деятельности (1 час)

Внеурочная деятельность как важная часть учебно-воспитательного процесса, направленного на реализацию АООП образования обучающихся. Цель, задачи, направления внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности. Разработка и реализация рабочих программ по разным направлениям внеурочной деятельности. Разработка и реализация рабочих программ для обучающихся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР в рамках социального направления внеурочной деятельности.

Тема 13. Организация сотрудничества с семьями обучающихся (2 часа)

Особенности жизненной ситуации семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР, запросы семьи. Содержание направлений работы с семьей: социально-правовое, психокоррекционное, психолого-педагогическое, социальное, информационно-просветительское. Формирование партнерства с семьей. Программа сотрудничества с семьей: психологическая поддержка семьи; повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка; обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР; организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения; организация участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Тема 14. Организация образовательного процесса с детьми и подростками с ТМНР по формированию жизненной компетенции (19 часов)

Практическая работа в классах школьного отделения ЦЛП. Особенности когнитивного, психомоторного и эмоционально-волевого развития обучающихся, их особые образовательные потребности. Организация образовательного процесса на ступенях: пространственная и временная организация, расписание занятий, календарно-тематическое планирование, использование технических средств обучения, коррекционных технологий, специальных подходов и методов в работе с детьми и подростками в рамках реализации СИПР. Индивидуальные и групповые занятия специалистов. Междисциплинарный подход. Организация присмотра и ухода.