16. Защита информации от несанкционированного доступа

МИС МО должна удовлетворять условиям по защите информации, установленным действующим законодательством и обеспечивать возможности разграничения и контроля доступа к системе в целом, отдельным ее функциям, реестрам документов, отдельным документам и частям документов на ролевой основе, в том числе для групп пользователей.

С точки зрения конфиденциальности информации в системе используются:

- персональные данные, составляющие "личную тайну", а также врачебную тайну;

- технико-экономические данные (о взаиморасчетах между учреждениями здравоохранения), составляющие коммерческую тайну;

- данные о медико-демографической и эпидемиологической ситуации, составляющие служебную тайну.

МИС МО должна поддерживать следующие функции защиты информации от несанкционированного доступа:

- аутентификация и авторизация пользователя по логину и паролю условно-постоянного действия;

- управление списками контроля доступа для всех основных объектов МИС МО, включая базы данных, отдельные записи в БД, объекты интерфейса и т.д.;

- изменение прав управления доступом пользователей к ресурсам МИС МО;

- регистрация действий пользователей по доступу к информационным ресурсам и использованию функций МИС МО, любых изменений и запросов к данным, включая их содержание, а также регистрация изменений прав управления доступом;

- регистрация неудачных попыток доступа и изменения системных объектов с сохранением даты и времени, регистрационного имени пользователя системы и типа события в журнале и возможность его анализа;

- обеспечение доступа к данным системы только зарегистрированным авторизованным пользователям, подписавшим специальное соглашение о неразглашении конфиденциальной информации и врачебной тайны.

В рамках проекта внедрения МИС МО со стороны МО должны быть реализованы инфраструктурные сервисы безопасности, обеспечивающие базовый уровень информационной безопасности для МИС МО.

Инфраструктурные сервисы должны обеспечивать:

- идентификацию и авторизацию пользователей;

- управление событиями информационной безопасности;

- инвентаризацию и мониторинг состояния информационной безопасности;

- контроль действий администраторов систем;

- систему антивирусной защиты;

- систему сетевой безопасности, включающую в себя средства межсетевого экранирования, IDS/IPS, сегментирование сетевой инфраструктуры и инфраструктуры систем хранения, VPN.

Инфраструктурные сервисы могут дополняться механизмами информационной безопасности прикладных систем в соответствии со специальными требованиями по информационной безопасности.

МИС МО должна поддерживать инфраструктуру открытых ключей электронной подписи (ЭП). Средства реализации механизмов ЭП должны соответствовать действующему законодательству Российской Федерации.

В системе должен быть реализован механизм учета автора (и времени) создавшего запись, множественность хранения записей с привязкой ко времени их создания и ко времени корректировки изменений.

МИС МО должна обеспечивать защиту персональных данных пациентов на основе ролевого управления доступом, ограничивающего и контролирующего доступ пользователей к информации, содержащей сведения о пациентах.

Каждый пользователь должен проходить процедуру аутентификации, а затем, при попытках получения доступа к данным, - авторизацию, т.е. проверку разрешений пользователя по отношению к какому-либо защищаемому ресурсу. МИС МО должна быть устроена таким образом, чтобы функции, осуществляющие контроль за безопасностью данных, вызывались и успешно выполнялись прежде, чем разрешается выполнение любой другой функции в пределах МИС МО. МИС МО должна эффективно предотвращать любые попытки доступа к данным со стороны неавторизованных лиц.

МИС МО должна обеспечивать набор средств аудита, предназначенных для мониторинга и обнаружения нежелательных условий, которые могут возникнуть, а также событий, которые могут произойти в системе. Мониторинг относящихся к безопасности событий должен позволять обнаруживать нарушителей безопасности, а также выявлять попытки несанкционированного доступа к системе или защищаемой информации.

Запись результатов аудита событий безопасности должна осуществляться в журналы регистрации событий аудита, доступ к которым должен быть разрешен только уполномоченному администратору безопасности МИС МО. МИС МО должна быть способна к предотвращению модификации и удаления записей аудита. Просмотр журналов регистрации событий аудита должен выполняться только с использованием специализированных инструментальных средств. Данные средства должны предоставлять возможность мониторинга и регистрации только тех событий аудита, которые удовлетворяют заданным критериям, что позволит ограничить объем данных, собираемых о событиях безопасности.

МИС МО должна обеспечивать защиту данных аудита от потери, используя различные виды реакции (оповещение администратора, возможность аварийного завершения работы и т.д.) при условии невозможности внесения в журнал аудита записи о событиях безопасности.

МИС МО должна предоставлять возможности для обеспечения защиты функций безопасности. Изоляция процессов и поддержания домена безопасности должны обеспечивать безопасное выполнение функций безопасности МИС МО.

Возможность осуществления периодического тестирования среды функционирования МИС МО и собственно самих функций безопасности должна обеспечивать поддержание уверенности администратора в целостности и корректности функционирования функций безопасности.

Разработчик должен документировать процедуры, необходимые для безопасной установки, генерации и запуска компонентов МИС МО.

Функции безопасности на уровне работы пользователей с приложениями МИС МО должны включать в себя такие функции защиты от несанкционированного доступа и изменения, как аутентификацию пользователей, авторизацию при попытке доступа к транзакциям и документам, подтверждение и протоколирование действий, включая протоколирование всех действий администраторов системы.

МИС МО должна обеспечивать задание правил доступа к пунктам меню. Должна быть возможность запрета просмотра некоторых меню и подменю. Данную функцию следует применить как к индивидуальным пользователям (ролям), так и к группам.

МИС МО должна поддерживать установленную политику использования паролей.

Объем и содержание обрабатываемых персональных данных определяется в соответствии с согласиями на обработку персональных данных, составленных с учетом требований законодательства Российской Федерации.

В медицинских организациях обрабатываются различные виды и категории персональных данных пациентов. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" определяет, что при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих сведений о застрахованных лицах:

1) фамилия, имя, отчество;

2) пол;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) гражданство;

6) данные документа, удостоверяющего личность;

7) место жительства;

8) место регистрации;

9) дата регистрации;

10) страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования;

11) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

12) данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом;

13) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

14) статус застрахованного лица (работающий, неработающий);

15) сведения о медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения первичной медико-санитарной помощи.

В этом же законе определено, что при ведении персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих сведений:

1) номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица;

2) сведения о медицинской организации, оказавшей медицинские услуги;

3) виды оказанной медицинской помощи;

4) условия оказания медицинской помощи;

5) формы оказания медицинской помощи;

6) сроки оказания медицинской помощи;

7) объемы оказанной медицинской помощи;

8) стоимость оказанной медицинской помощи;

9) диагноз;

10) профиль оказания медицинской помощи;

11) сведения о медицинских услугах, оказанных застрахованному лицу, и о примененных лекарственных препаратах;

12) примененные стандарты оказания медицинской помощи;

13) сведения о медицинском работнике или медицинских работниках, оказавших медицинские услуги;

14) результат обращения за медицинской помощью;

15) результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Кроме этого в отдельных случаях в МО могут собираться и другие сведения, необходимые для оказания медицинских услуг и их учета, например:

1) семейное положение;

2) социальное положение;

3) сведения об образовании, профессии;

4) сведения о состоянии здоровья;

5) личная фотография;

6) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

7) копии документов, удостоверяющие личность (паспорт или иной документ);

8) копии документов, подтверждающих право на дополнительные гарантии, льготы и компенсации по определенным основаниям (об инвалидности, ветеранстве, нахождении в зоне радиации, службе в подразделениях особого риска, составе семьи, беременности работницы, возрасте детей и т.п.);

9) договор гражданско-правового характера между субъектом и лечебным учреждением;

10) документы, подтверждающие факты расчетов по договорам;

11) личные заявления пациентов;

12) материалы расследований несчастных случаев.

К учетным документам медицинской организации, содержащим персональные данные пациентов, относятся следующие документы и их комплексы:

1) журналы приема больных;

2) медицинские карты амбулаторных пациентов;

3) медицинские карты стационарных больных;

4) бланки с результатами анализов, обследований;

5) договоры на оказание медицинских услуг;

6) счета за оказанные медицинские услуги;

7) журналы для регистрации выполненных услуг, обследований, оформленных листов нетрудоспособности и т.п.;

8) заключения по врачебным экспертизам;

9) иные документы, необходимые для учета медицинских услуг.

Сроки хранения документов, содержащих персональные данные, определяются на основании требований, установленных законодательством Российской Федерации.