ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов (далее - Методические рекомендации) разработаны для реализации дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций.

Защита прав каждого ребенка, формирование в Российской Федерации системы, обеспечивающей реагирование на их нарушение, создание эффективной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних определены ключевыми принципами и задачами Национальной стратегии в интересах детей в Российской Федерации на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 (далее - Национальная стратегия). В том числе речь идет о необходимости разработки и внедрения форм работы с такими детьми, позволяющими преодолевать их социальную исключительность и способствующие их реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Одной из распространенных причин правонарушений несовершеннолетних и правонарушений, совершаемых в их отношении, выступает безнадзорность детей и подростков, их самовольные уходы из семьи или государственной организации.

В этой связи профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций призвана решать задачи по предупреждению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, профилактики правонарушений и антиобщественных действий, как самих несовершеннолетних, так и в отношении них.

Под самовольным уходом понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или организации; безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому - одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), в том числе органов и организаций образования.

Существующие на сегодняшний день меры по решению проблемы самовольных уходов детей недостаточно эффективны. В этой связи необходима разработка и реализация дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций.

Данные Методические рекомендации включают примерную структуру и содержание дополнительных профессиональных программ по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций; формы проведения аттестационных процедур (итогового и промежуточного контроля), используемые в процессе освоения дополнительных профессиональных программ; практические материалы для реализации программ.