1.4. Личностно-профессиональные ресурсы педагога как условие эффективной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних

1.4. Личностно-профессиональные ресурсы педагога как условие эффективной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.

В образовательной организации ключевой фигурой, обеспечивающей основную потребность несовершеннолетнего в положительных эмоциях, формировании чувства защищенности и базового доверия к людям является педагог, именно от него, его профессиональной компетентности, готовности к личностно-ориентированному взаимодействию в значительной степени зависит психологическое и социальное благополучие обучающегося образовательной организации.

Важно понимать, что любое поведение формируется на основе наблюдаемых образцов. Первый шаг формирования паттерна поведения - это подражание. Поэтому один из основных инструментов формирования нормативного (законопослушного) поведения обучающихся - нормативное поведение педагогов.

В рамках данной темы/модуля должна быть представлена информация об особенностях профессиональной деятельности педагога, факторах, способствующих профессиональной деформации личности педагога (синдром эмоционального выгорания); о способах совладания с неблагоприятными жизненными и профессиональными ситуациями; методы саморегуляции и восстановления психоэмоционального благополучия.

Данную тему/модуль программы повышения квалификации необходимо сопроводить практическими занятиями, в том числе направленными на овладение методами психофизической саморегуляции, методами формирования эмоционального интеллекта.

Таким образом, в структуре дополнительных профессиональных программ по вопросам профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций должны быть представлены следующие темы/модули:

- нормативная правовая основа организации деятельности по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций;

- условия и факторы, способствующие самовольным уходам детей из семей и государственных организаций;

- программно-методическое обеспечение профилактики самовольных уходов несовершеннолетних из семей и государственных организаций;

- личностно-профессиональные ресурсы педагога как условие эффективной профилактики самовольных уходов несовершеннолетних.

Для эффективного освоения дополнительных профессиональных программ по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов рекомендуется применять проблемные методы обучения. Это обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению и самообучению, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных проблемных ситуациях, отличаться системностью в работе и эффективностью принятия решения.

В этом плане применение проблемного метода case-study (метод кейсов или метод ситуаций), предполагающего рассмотрение и решение реальных ситуаций из жизни и практической деятельности специалиста системы образования в процессе освоения дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций по работе с детьми, самовольно ушедшими из семей и государственных организаций, и профилактике таких уходов способствует решению следующих задач:

1. Формирование у слушателей конструктивных навыков индивидуального и группового анализа типичных ситуаций, возникающих в реальной жизни детей и подростков, провоцирующих ситуацию самовольного ухода несовершеннолетних из семей и государственных организаций.

2. Совершенствование навыков аналитического мышления, умения классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, раскрывающую истинные (чаще всего скрытые) причины самовольного ухода несовершеннолетних из семей и государственных организаций.

3. Развитие творческих навыков в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Развитие коммуникативных навыков: умение вести дискуссию, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, аргументированно убеждать оппонентов, резюмировать.

5. Развитие социальных навыков: умение слушать, поддерживать дискуссию, излагать противоположное мнение и т.д.

В целом, применение технологии case-study в процессе усвоения дополнительных профессиональных программ для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников образовательных организаций способствует развитию у специалистов имеющихся и (или) освоению новых компетенций, связанных со способностью к анализу учебной, а в дальнейшем непосредственной ситуации самовольного ухода детей из семьи и государственных организаций, навыков моделирования оптимального алгоритма решения выхода из абстрактной/непосредственной проблемной ситуации. Тематический кейс для возможной практической работы в рамках повышения квалификации приведен в Приложении 3.