Роль образовательных организаций в работе по оказанию помощи несовершеннолетним, освободившимся из воспитательной колонии или иного учреждения исполнения наказаний, вернувшимся из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа
Роль образовательных организаций в работе по оказанию помощи
несовершеннолетним, освободившимся из воспитательной колонии
или иного учреждения исполнения наказаний, вернувшимся
из специального учебно-воспитательного
учреждения закрытого типа
Как было отмечено выше, основными видами помощи, необходимой несовершеннолетним, освободившимся из ВК или иного учреждения исполнения наказаний, вернувшимся из СУВУ ЗТ, являются социальная адаптация и социальная реабилитация.
С этой целью важно создать систему оперативного и гибкого взаимодействия учреждений, организаций и ведомств, призванных обеспечить социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом. В основе такого взаимодействия - совместная деятельность КДН и ЗП и специально созданных на базе образовательных организаций специализированных межведомственных структур по работе с несовершеннолетними данных категорий.
Ресурсной базой этой работы могут стать, например, региональные ресурсные центры по работе с детьми "группы социального риска" и муниципальные опорные площадки по работе с детьми "группы социального риска" в каждом муниципальном образовании субъекта Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<2> Использованы материалы ТОГБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества" г. Тамбова.
В образовательной организации, в которой продолжает обучение несовершеннолетний, освободившийся из ВК, иного учреждения исполнения наказаний, вернувшегося из СУВУ ЗТ, задача его социально-педагогического сопровождения закрепляется, как правило, за социальным педагогом (педагогом-психологом), который выступает в качестве тьютора.
При работе с несовершеннолетними, освободившимся из ВК или иного учреждения исполнения наказаний, вернувшегося из СУВУ ЗТ, социальный педагог постоянно должен взаимодействовать с представителями различных субъектов системы профилактики, а также привлекать к работе с подростком общественные объединения, волонтеров.
Повышение эффективности социализации несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в образовательной организации возможно через учет занятости подростков во внеурочное время (ведение маршрутных карт занятости) и привлечение к продуктивной деятельности (реализация социально-педагогического проекта; участие в объединениях дополнительного образования, внеурочных мероприятиях и др.).
Тьютору рекомендуется обеспечить персональное сопровождение подростка в воспитательном пространстве муниципального образования; осуществить сбор и обобщение информации о его занятости во внеурочное время и разработку индивидуальной маршрутной карты занятости.
Приоритетными реабилитационными и адаптационными считаются психологические, педагогические и социальные мероприятия, направленные на улучшение семейных взаимоотношений. С этой целью социальный педагог составляет социальный паспорт семьи несовершеннолетнего, освободившегося из ВК или иного учреждения исполнения наказаний, вернувшегося из СУВУ ЗТ; посещает семью с целью определения условий проживания несовершеннолетнего; проводит индивидуальную беседу с родителями или иными законными представителями об организации учебного процесса для их ребенка; знакомит родителей или иных законных представителей с уставом образовательной организации и т.д.
В проекте профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" определена основная цель деятельности социального педагога - обеспечение социально-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников.
К основным трудовым функциям отнесены: диагностическая и охранно-защитная.
В рамках работы по оказанию помощи несовершеннолетним, освободившимся из ВК либо иного учреждения исполнения наказаний, вернувшегося из СУВУ ЗТ, социальный педагог образовательной организации:
- выявляет особенности социальной ситуации развития ребенка в семейной среде;
- определяет уровни воспитанности, образованности, социализированности личности, степени отклонений от возрастной и социальной норм;
- выявляет позитивные и негативные факторы воздействия различных сред жизнедеятельности обучающихся;
- осуществляет комплекс мероприятий по социальной защите обучающихся;
- принимает участие в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жилым помещением, пособиями, пенсиями и т.д.;
- взаимодействует с учителями, родителями (законными представителями), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и иными в оказании помощи обучающимся;
- представляет интересы детей и их родителей (законных представителей) в органах государственной власти, принимает участие в организации межведомственного взаимодействия, консолидации усилий разных специалистов в защите прав детей и их родителей (законных представителей), нуждающихся в помощи.
Социальный педагог также может готовить материалы для заседания профилактического совета образовательной организации (совета профилактики и т.д.), на котором рассматривается вопрос о снятии учащихся с внутришкольного административного контроля (учета), ходатайстве о снятии с профилактического учета в ПДН в связи с исправлением или о продолжении индивидуальной профилактической работы с ребенком и его семьей; анализировать информацию и составлять отчеты о непосещении или систематических пропусках обучающимися занятий по неуважительным причинам; участвовать в процессе информационного обмена, осуществляемого между субъектами системы профилактики, а также разработки с ними проведения совместных профилактических мероприятий.
Согласно Профессиональному стандарту "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденному приказом Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514н, основная цель деятельности педагога-психолога - психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Одной из основных трудовых функций педагога-психолога определена коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
В рамках работы по оказанию помощи несовершеннолетним, освободившимся из ВК или иного учреждения исполнения наказаний, вернувшимся из СУВУ ЗТ, педагог-психолог:
- осуществляет психологическую диагностику особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики;
- определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, принимает участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов;
- информирует о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи;
- разрабатывает рекомендации для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении;
- проводит просветительскую работу с родителями или иными законными представителями лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- оказывает помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- проводит профилактическую работу с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- консультирует педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
- разрабатывает и реализует программы профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся;
- проводит скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей или иных законных представителей в проблемах личностного и социального развития лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- определяет степень нарушений в психическом и личностном развитии лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- осуществляет с целью профориентации комплекс диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей