4.4. Содержание рабочей программы
Тема 1.1. Нормативно-правовое регулирование в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нормативно-правовое регулирование в области системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"
Нормативно-правовое регулирование в области предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Основные положения нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Специальные (отраслевые) законодательные акты и основные подзаконные акты. Основные понятия и определения, характеризующие техногенные и природные чрезвычайные ситуации.
Нормативные документы в области создания и развития системы-112 и предъявляющие к системе-112, ее элементам или инфраструктуре определенные требования.
Тема 2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура РСЧС ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации. Назначение, состав.
Территориальные подсистемы РСЧС на примере муниципального образования, города и субъекта РФ. Структура и состав органов управления РСЧС субъекта РФ.
Тема 2.2. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".
Назначение, цели создания и задачи системы-112 в Российской Федерации. Необходимость создания системы-112. Структура системы-112. Основные подсистемы системы-112 и их функции. Принципы создания системы-112 на территории Российской Федерации. Режимы функционирования системы-112.
Опыт создания и функционирования системы-112 в субъектах Российской Федерации. Перспективы развития системы-112.
Тема 2.3. Экстренные оперативные и аварийные службы, ЦУКС, ЕДДС.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб МЧС России и реагирования в чрезвычайных ситуациях.
Правовые основы деятельности служб МЧС России. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб правоохранительных органов. Правовые основы деятельности правоохранительных органов. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб скорой медицинской помощи.
Правовые основы деятельности служб скорой медицинской помощи. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.
Назначение, основные задачи и направления деятельности служб аварийной газовой сети.
Правовые основы деятельности служб аварийной газовой сети. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Службы жизнеобеспечения ЖКХ субъектов РФ.
Правовые основы деятельности служб ЖКХ. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению.
Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Федеральное казенное учреждение НЦУКС МЧС России. Назначение, состав.
Федеральное казенное учреждение ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ. Назначение, состав, структура и функциональные возможности.
Взаимодействие ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ с НЦУКС.
Нормативно-правовое обеспечение и алгоритм взаимодействия ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ с системой-112. Средства телекоммуникации и автоматизации взаимодействия и варианты их применения.
Единая дежурно-диспетчерская служба.
Предназначение, структура и особенности функционирования ЕДДС муниципальных образований. Алгоритм взаимодействия ЕДДС с ЦУКС субъекта, органами исполнительной власти муниципальных образований при штатной и чрезвычайной ситуациях.
Выездное занятие по тематике вопроса на территории дежурно-диспетчерских служб.
Тема 2.4. Информационно-телекоммуникационные технологии экстренных оперативных служб и системы-112. Система оповещения населения о ЧС
Новые информационные технологии применяемые в МЧС России (ГИС-системы, навигационно-информационные технологии, Интернет Интранет и т.д.).
Территориально-распределенные цифровые сети связи. Принципы построения сетей с применением новых цифровых технологий связи. Развитие и совершенствование автоматизированной системы управления связью. Интернет/Интранет-технологии. Геоинформационные технологии и навигационно-информационные системы.
Назначение, принцип действия системы ЭРА-ГЛОНАСС. Цели создания системы. Информационное взаимодействие системы ЭРА-ГЛОНАСС с системой-112.
Автоматизированные информационные системы (АИС) экстренных оперативных служб. Назначение, основные характеристики, перспективы развития АИС МЧС России, правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, службы газовых сетей и т.д., их информационное взаимодействие с системой-112.
Основные понятия систем пожарной сигнализации в соответствии с "Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности" (N 123-ФЗ). Назначение, область применения автоматической пожарной (АПС) и охранно-пожарной (ОПС) сигнализации. Структурные схемы защиты объектов средствами АПС и ОПС. Требования к системам пожарной сигнализации "Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" (N 123-ФЗ).
Пожарные извещатели. Назначение, область применения, классификация, основные параметры пожарных извещателей.
Современные и перспективные приемно-контрольные приборы и сигнально-пусковые устройства пожарной сигнализации: назначение, область применения и общее устройство.
Система оповещения населения о ЧС.
Общие положения по организации системы оповещения населения о ЧС. Виды оповещения. Система оповещения потенциально опасных объектов. Система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Автоматизированные системы централизованного оповещения населения в субъектах РФ.
Выездное занятие по тематике вопроса на территории дежурно-диспетчерских служб.
Тема 2.5. Межведомственное информационное взаимодействие экстренных оперативных служб в рамках системы-112.
Назначение, цели, задачи, участники осуществления информационного взаимодействия экстренных оперативных служб в рамках системы-112. Состав информации и порядок информационного взаимодействия при обработке входящих вызовов. Особенности информационного взаимодействия в различных режимах функционирования персонала экстренных оперативных служб. Особенности информационного взаимодействия экстренных оперативных служб при межмуниципальном и межсубъектовом взаимодействии в рамках системы-112.
Виды, характеристика и состав регламентов и соглашений об информационном взаимодействии.
Тема 2.6. Характеристика происшествий, комплексное реагирование.
Классификация обращений населения по единому номеру "112". Классификация происшествий. Классификация ЧС. Аналитика и принятие решения об оповещении экстренных оперативных и аварийно-восстановительных служб с учетом их территориальной и функциональной принадлежности.
Отработка действий оператора системы-112 по субъекту РФ при угрозе ЧС.
Порядок информационного взаимодействия при осуществлении комплексного реагирования на происшествие или чрезвычайную ситуацию.
Тема 2.7. Правила опроса заявителей, приема и регистрации вызова.
Правила опроса заявителей в зависимости от категории (типа) вызова (сообщения о происшествии) с целью определения повода обращения, уточнения признаков происшествия и принятия решении о необходимости привлечения экстренных оперативных и/или аварийных служб.
Правила приема вызова в случае его последующей переадресации диспетчеру ДДС.
Правила приема вызова в случае отсутствия возможности его переадресации диспетчеру ДДС (с учетом специфики работы службы экстренного реагирования, в компетенцию которой входит принятый вызов).
Правила приема вызова в случае комплексного реагирования.
Особенности опроса заявителей при получении сообщения о дорожно-транспортном происшествии, происшествии на потенциально опасном объекте и объектах с массовым пребыванием людей.
Практическое занятие - 4 часа.
Практическая отработка в форме ролевой игры алгоритмов приема вызовов по различным поводам обращений, привлечения экстренных оперативных служб и служб жизнеобеспечения. Алгоритмы приема вызова при сообщении о пожарах, об угрозах террористических актов, о необходимости оказания скорой медицинской помощи, о коммунальных авариях и т.п.
Обсуждение перечня основной и дополнительной группы вопросов.
Тема 2.7. Культура речевого общения.
Современная речевая ситуация. Нормы современной русской речи. Особенности официально-делового стиля. Современная коммуникация и правила речевого общения. Использование приемов активного слушания в работе персонала центров обработки вызовов.
Закрепление у слушателей знаний и навыков связанных с правильным произношением отдельных слов и словосочетаний. Построение предложений и фраз в соответствии с требованиями официально-делового стиля.
Использование техники активного слушания.
Правила телефонных переговоров.
Влияние экстремальных ситуаций на человека. Специфика оказания психологической поддержки персоналом системы-112 лицам, находящимся в кризисных и экстремальных ситуациях. Навыки определения психологического состояния пострадавших.
Обучение способам и приемам саморегуляции и самоконтроля функционального состояния.
Правила и порядок привлечения к разговору психолога.
Практические занятия - 4 часа.
Закрепление приемов саморегуляции и самоконтроля функционального состояния.
Особенности телефонного общения. Отсутствие визуального контакта и визуальной информации. Оперативность передачи информации. Краткость и интенсивность взаимодействия. Возможное искажение и потеря информации из-за помех. Характеристика голоса (скорость речи, интонация, тембр, энергия, дикция). Как правильно задавать вопросы. Как выслушивать жалобы.
Тема 2.9. Оказание консультационной поддержки.
Способы и порядок оказания консультационной поддержки населению по вопросам безопасности жизнедеятельности. Характеристика обращений, не требующих привлечения экстренных оперативных служб.
Структура подсистемы консультативного обслуживание населения. Характеристика внутренней консультативной базы знаний, Интернет-портала.
Принципы обслуживание телефонного вызова интерактивной информационно-справочной телефонной системой (система маршрутизации, управляемой пользователем с помощью клавиш тонального набора телефонного аппарата) для получения информации в соответствии с темой запроса, в том числе без участия оператора.
Практические занятия - 3 часа.
Отработка практических навыков по использованию внутренней базы знаний и Интернет-портала в части, касающейся оказания консультативной поддержки населению по вопросам безопасности жизнедеятельности.
Тема 2.10. Лингвистическая подготовка.
Порядок идентификации иностранных языков (английский, китайский, немецкий, французский, испанский), языков народов субъекта РФ.
Правила и порядок привлечения к разговору лингвиста.
Практические занятия - 3 часа.
Отработка порядка идентификации иностранных языков (английский, китайский, немецкий, французский, испанский), языков народов субъекта РФ.
Раздел 3. Специальная подготовка
Тема 3.1. Природно-климатические характеристики субъекта РФ, потенциально опасные объекты, характеристики возможных ЧС в субъекте РФ.
Характеристика географического положения и природно-климатических условий субъекта РФ. Этнический состав субъекта РФ.
Данные о потенциально опасных объектах субъекта РФ.
Краткая характеристика ЧС и их классификация. Информация о возможности возникновения ЧС субъекта РФ и их последствиях для населения и территории субъекта РФ.
Тема 3.2. Административно-территориальное деление и транспортная инфраструктура субъекта РФ.
Административно-территориальное деление субъекта. Характеристика муниципальных образований субъекта. Характеристика приграничных территорий субъекта.
Характеристика транспортной системы субъекта: авиационный транспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт и т.п.
Тема 3.3. Модель создания системы-112 в субъекте РФ, схема приема и обработки вызова по номеру "112", организационная структура системы-112.
Нормативно-правовая база субъекта РФ в области создания и развития системы-112. Особенности создания системы-112 в субъекте РФ. Модель создания системы-112 в субъекте РФ (локальная или удаленная модель обработки и хранение данных). Схема приема и обработки вызовов по номеру "112" (централизованная или децентрализованная). Организационная структура системы-112 в субъекте РФ, характеристика объектов системы-112. Взаимодействие системы-112 с автоматизированными информационными системами экстренных оперативных служб, развернутыми в субъекте РФ. Особенности межведомственного взаимодействия в субъекте РФ.
Тема 3.4. Состав и технические характеристики оборудования, применяемого в ЦОВ
Назначение, состав и функциональность автоматизированного рабочего места оператора в центре обработки вызова.
Основные и дополнительные подсистемы (приложения), обеспечивающие функционирование автоматизированного рабочего места системы-112.
Описание специализированного программного обеспечения по приему и обработке вызовов.
Порядок работы оборудования в штатном и нештатном режимах.
Тема 3.5. Топографическая подготовка
Общие сведения по работе с ГИС и картами. Топографические особенности субъекта, основные ориентиры на местности субъекта РФ.
Практическое занятие - 3 часа.
Отработка навыков атрибутивного поиска на карте объектов классифицированных типов. Указание и уточнение местоположения объектов, связанных с происшествием, как с помощью визуальных графических средств, так и с помощью прямого ввода координат. Определение места возникновения происшествия со слов заявителя с использованием систем позиционирования или без них. Навыки определения ориентиров для установления места происшествия. Навыки использования электронных и печатных карт. Навыки использования навигационной информации о местонахождении и перемещении сил и средств реагирования, при наличии технических возможностей используемых технологий ГЛОНАСС/GPS.
Тема 3.6. Практические занятия по работе за автоматизированным рабочим местом оператора ЦОВ
Практическое занятие - 18 часов
Запуск программы и регистрация оператора в системе.
Порядок заполнения и форма карточки информационного обмена.
Порядок заполнения унифицированных полей карточки информационного обмена.
Прием и обработка вызова по телефону.
Примем и обработка SMS, факс-сообщения.
Прием и обработка сигнала от датчиков, установленных на стационарных объектах.
Прием и обработка сигнала от датчиков, установленных на стационарных объектах.
Прием и обработка повторных вызовов (сообщений о происшествиях), ложных вызовов.
Отработка алгоритма по организации взаимодействия операторов ЦОВ, диспетчеров ДДС по вводным, задаваемым преподавателем.
1. Отработка действий оператора при пожарах.
2. Отработка действий оператора при угрозах террористических актов.
3. Отработка действий оператора при вызове скорой медицинской помощи.
4. Отработка действий оператора при коммунальных авариях.
5. Отработка действий оператора при возникновении и ликвидации последствий ЧС на объекте с массовым пребыванием людей и т.п.
Отработка карточки информационного обмена под дополнительной ролью "диспетчер ДДС".
Отработка карточки информационного обмена под дополнительной ролью "диспетчер ЕДДС": контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования.
Тема 3.7. Требования охраны труда и основы безопасности на рабочем месте.
Регулирование вопросов охраны труда в РФ. Нормативно-правовые документы по охране труда. Основные понятия.
Организация работы по охране труда в учреждении. Виды инструктажей. Обязанности и ответственность должностных лиц за соблюдение правил охраны труда. Обязанности и ответственность работника за соблюдение правил охраны труда.
Порядок учета и расследования несчастных случаев. Понятие несчастного случая. Работа комиссии по расследованию несчастных случаев. Документы составляемые при расследовании несчастного случая. Контроль государства за состоянием охраны труда на предприятии.
Правовые, экономические и социальные основы положения персонала (сотрудников, работников) системы-112.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей