7.2 Требования к пассажирским зданиям

7.2.1 Пассажирские здания следует предусматривать в ТПУ (ТПК) всех типов, формируемых на базе железнодорожных вокзальных комплексов.

7.2.2 Необходимо предусматривать пассажирские здания в ТПУ, формируемых на базе железнодорожных остановочных пунктов категории A и B. ТПУ, формируемые на базе остановочных пунктов категории C и D, допускается проектировать без пассажирского здания.

7.2.3 При проектировании пассажирских зданий ТПУ (ТПК), формируемых на базе железнодорожных вокзальных комплексов и остановочных пунктов категорий A и B, необходимо соблюдать требования следующих нормативных документов:

- Отраслевые нормы технологического проектирования (ОНТП) железнодорожных вокзалов для пассажиров дальнего следования. Приняты и введены в действие указанием МПС России от 31 декабря 1997 г. N О-1у;

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду указание МПС России от 20.11.1998 N А-1329у, утв. ОСТ 32.120-98 "Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта".

- ВПТП-98 ЦЛ-87/МПС СССР. Пригородные вокзалы. Нормы проектирования пригородных вокзалов. Приняты и введены в действие указанием МПС России от 20 ноября 1998 г. N А-1329у;

- СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".

7.2.4 Все площади пассажирского здания ТПУ (ТПК) условно можно разделить на:

- технологические площади (зоны) для обслуживания пассажиров и посетителей;

- служебные (административные) площади (зоны) для размещения обслуживающего персонала и подсобно-вспомогательные для размещения инженерного и технологического оборудования.

7.2.5 Функциональное зонирование площадей пассажирского здания необходимо выполнять с учетом объемно-планировочных решений и набора услуг, предоставляемых пассажирам и посетителям ТПУ (ТПК).

7.2.6 Функциональные зоны, в которых осуществляется предоставление услуг ТПУ, должны быть расположены на главных пешеходных путях в логической последовательности их потребления с обеспечением необходимой зрительной ориентацией, исключающей возвратное движение.

7.2.7 Функциональные зоны обслуживания пассажиров и посетителей ТПУ (ТПК) должны быть адаптированы для всех категорий пользователей, в том числе МГН, в соответствии с действующими нормативными документами.

7.2.8 Зоны обслуживания МГН следует размещать на уровне входа в пассажирское здание, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении функциональных зон по высоте пассажирского здания, кроме лестниц необходимо предусматривать пандус или специализированное техническое оборудование для вертикального перемещения, адаптированное для использования людьми с инвалидностью.

7.2.9 При функциональном зонировании технологических площадей пассажирского здания ТПУ (ТПК) рекомендуется предусматривать возможность изменения количества, размера и взаимного расположения функциональных зон, посредством максимально открытого пространства.

7.2.10 Перспективным является объединение в едином пространстве (зоне) операционных помещений и помещений для ожидания. Функциональное зонирование в этом случае обеспечивается с использованием малых архитектурных форм (секционной мебели, декоративного озеленения и т.д.) и средств визуальной коммуникации (стационарные и передвижные информационные щиты и стенды).

7.2.11 Залы ожидания для пассажиров должны иметь удобный выход на пассажирские платформы, а также выделенные зоны отдыха и ожидания для МГН, оборудованные в соответствии с действующими нормативными документами.

7.2.12 Помещения бытового обслуживания пассажиров (сервисные центры, предприятия питания и т.д.) следует располагать рядом с залами ожидания и обеспечивать с ними удобную связь.

7.2.13 Не допускается расположение предприятий торговли вблизи кассовых стоек и камер хранения багажа, ручной клади и личных вещей.

7.2.14 Функциональные зоны пассажирского здания, предназначенные для оказания услуг, допускающих возникновение очередей в ожидании обслуживания (билетные кассы, торговые площади и пр.), должны предусматривать наличие зон накопления, исключающих создание препятствий на главных пешеходных путях.

7.2.15 Комнаты длительного отдыха, гостиничные номера и комнаты матери и ребенка, а также помещения для отдыха персонала следует размещать изолированно от основных потоков пассажиров.

7.2.16 В комнатах длительного отдыха, гостиничных номерах должно быть не менее одного номера, адаптированного для инвалида на кресле-коляске или пользующегося костылями (тростью) и для его сопровождающего.

7.2.17 Туалеты общего пользования должны соответствовать требованиям СП 2.5.1198 и размещаться в пассажирском здании с учетом того, что расстояние от туалета до любого пассажирского (технологического) помещения не должно превышать 75 м <6>.

--------------------------------

<6> Требование для вновь возведенных или реконструируемых ТПУ (ТПК).

7.2.18 В подземном пространстве наземных пассажирских зданий ТПУ (ТПК) рекомендуется размещать наименее востребованные функциональные зоны с небольшим количеством обслуживающего персонала.

7.2.19 Медицинский пункт необходимо располагать на первом этаже и обеспечивать доступ к нему пассажиров и посетителей, находящихся на перроне, привокзальной площади и в зале ожидания.

7.2.20 Помещения полиции следует располагать в удобной связи с пассажирскими платформами и залами, оборудовать переговорными устройствами, устройствами связи "пассажир-полиция", при необходимости - современными системами видеонаблюдения, связанными с местами скопления пассажиров и посетителей.

7.2.21 В ТПУ (ТПК), формируемых на базе железнодорожных вокзальных комплексов, рекомендовано производить зарежимлевание зон доступа к скоростным и высокоскоростным пассажирским поездам. Доступ пассажиров в зарежимленную зону может осуществляться через досмотровую зону.

7.2.22 В ТПУ (ТПК), формируемых на базе остановочных пунктов категорий A и B, рекомендовано производить зарежимлевание зон доступа к пригородным поездам. Доступ пассажиров в зарежимленную зону может осуществляться через турникетный комплекс.

7.2.23 Электромеханические турникеты на территории ТПУ (ТПК) должны быть установлены на маршрутах следования пригородных пассажиров к пригородным поездам и от пригородных поездов на выход с платформы.

7.2.24 Каждая турникетная линия должна быть выполнена для двух типов зон проходов:

- стандартный - шириной 600 мм;

- багажный расширенный - 900 мм (для прохода МГН или пассажиров с ручной кладью и багажом).

7.2.25 Оборудование турникетных линий для обеспечения доступности для маломобильных групп населения должно производиться в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012. "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001".

7.2.26 Турникеты должны удовлетворять требованиям по безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте, указанным в ГОСТ 12.1.019-79.

7.2.27 В соответствии с технологическим процессом проведения автоматизированного контроля проездных документов в пригородном железнодорожном сообщении (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 29.10.2003 г. N 42р), пропускная способность турникета должна составлять не менее 12 человек в минуту.

7.2.28 Для функционирования турникетных линий необходимо изолировать пассажирские платформы ТПУ, предназначенные для посадки пассажиров в поезда пригородного сообщения от мест общего пребывания пассажиров и посетителей.

7.2.29 В ограждающих конструкциях, ограничивающих доступ на перрон или платформу, необходимо предусматривать ворота для обеспечения проезда транспорта или обеспечения механизированной уборки платформы. Ширина ворот согласно СНиП II-89-80* п. 3.44 должна быть не менее 4,2 м.