8 Принципы формирования ТПУ и ТПК на базе железнодорожного транспорта
8 Принципы формирования ТПУ и ТПК на базе
железнодорожного транспорта
8.1 Принципы формирования и размещения ТПУ и ТПК на базе железнодорожного транспорта должны основываться на их функциональном значении в транспортной системе страны, регионов, агломераций, городов и других муниципальных образований, способствовать рациональному распределению пассажиропотоков и обеспечивать связность маршрутов перемещения пассажиров.
8.2 Размещение ТПУ и ТПК на базе железнодорожного транспорта должно осуществляться исходя из обеспечения возможности поэтапного перехода от системы организации пассажирских железнодорожных перевозок по многообразным несогласованным маршрутам к "хабовому" принципу, с последующей возможностью выстраивания системы мультимодальных пассажирских перевозок с участием других видов транспорта.
8.3 При выборе места размещения ТПУ и ТПК любого класса необходимо учитывать:
- взаимное расположение инфраструктуры железнодорожного и других видов транспорта;
- размер и категории пассажиропотоков (существующие и перспективные);
- существующую городскую застройку;
- планы развития городских территорий и развития инфраструктуры всех видов транспорта;
- пропускные способности ближайших транспортных узлов и магистралей населенного пункта.
8.4 Основным критерием правильности выбора места размещения и формирования ТПУ является обеспечение необходимого пассажирообмена между транспортными средствами различных перевозчиков при рациональной продолжительности нахождения пассажира на территории ТПУ.
8.5 Основным критерием правильности выбора места размещения и формирования ТПК является эффективность его работы по реализации объемов дополнительных услуг.
8.6 В зависимости от типа ТПУ и имеющихся на его территории пассажирских обустройств пассажирами могут быть реализованы пересадки одного или нескольких видов (рисунок 8.1).
Рисунок 8.1 - Виды пересадок в ТПУ
8.7 При формировании и проектировании ТПУ и ТПК любого класса необходимо руководствоваться следующими принципами и соблюдать следующие условия:
- обеспечение необходимой пропускной способности (транспортных средств);
- обеспечение развязки пассажиропотоков и необходимой пропускной способности пассажиропотоков;
- обеспечение безопасной пересадки;
- обеспечение доступности для всех групп населения (включая МГН);
- соблюдение архитектурно-планировочных особенностей застройки населенного пункта;
- минимальное вмешательство и сохранение окружающей среды;
- эффективное использование площадей;
- обеспечение возможности развития инфраструктуры образующих ТПУ видов транспорта;
- обеспечение возможности предоставления пассажирам и посетителям услуг в соответствии с классом ТПУ и ТПК.
8.8 Основной отличительной особенностью ТПУ от обособленно расположенных на одной территории инфраструктурных объектов является единая технология обслуживания пассажиров и согласованность расписаний движения транспортных средств.
8.9 С целью согласования расписаний движения транспортных средств в зависимости от вида пересадки к инфраструктуре и пассажирским обустройствам железнодорожного транспорта на территории ТПУ могут предъявляться требования, приведенные в таблице 8.1.
Таблица 8.1
ТРЕБОВАНИЯ К ТПУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ПЕРЕСАДКИ
Вид пересадки
Требования к ТПУ
Характеристика пересадки
с точки зрения пассажира
с точки зрения организатора перевозки
преимущества
сложности
преимущества
сложности
Кросс-платформенная пересадка
- возможность одновременного приема двух полносоставных пассажирских поездов;
- обеспечение возможности более длительного занятия пути на случай возможного опоздания одного из пассажирских поездов;
- наличие островной платформы с соответствующими параметрами и пассажирскими обустройствами
- удобство пересадки;
- минимум времени на пересадку;
- высокая степень безопасности в ТПУ
- практически нет
- минимум непроизводительного простоя транспортных средств при взаимном пассажирообмене;
- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"
- необходимо исключить необходимость приобретения билета в ТПУ (или учесть это время в продолжительности пересадки);
- крайне высокие требования к четкости выполнения графика движения поездов
Пересадка между удаленными платформами
- возможность одновременного приема двух полносоставных пассажирских поездов;
- инфраструктурно-технологическое обеспечение безопасного и удобного перехода между платформами
- относительно минимальное время пересадки;
- относительно высокая степень безопасности в ТПУ
- сложность перехода для МГН
- практически минимальное время непроизводительного простоя транспортных средств при взаимном пассажирообмене;
- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"
- желательно исключить необходимость приобретения билета в ТПУ (или учесть это время в продолжительности пересадки);
- высокие требования к четкости выполнения графика движения поездов
Пересадка между платформой и остановочным пунктом другого вида транспорта в пешей доступности на территории привокзальной площади
- необходимость развязки пассажиропотоков на территории ТПУ;
- обеспечение четкой навигации, исключающей возможность задержек пассажира во время пересадки;
- обеспечение безопасности и удобства пересадки пассажиров всех категорий
- возможность максимально быстрой пересадки между двумя видами транспорта
- сложность перехода для МГН;
- потери времени на территории ТПУ (в том числе при необходимости проведения повторного досмотра перед посадкой в другой вид транспорта)
- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"
- необходимость быстрого билетно-кассового обслуживания пассажиров;
- увеличение времени непроизводительного простоя транспортных средств при взаимном пассажирообмене
Пересадка между платформой и остановочным пунктом другого вида транспорта за пределами привокзальной площади
- обеспечение четкой навигации, исключающей возможность задержек пассажира во время прохода по территории ТПУ;
- возможность совершить пересадку между двумя видами основного транспорта без использования вспомогательного
- необходимость идти пешком на большие расстояния;
- необходимость самостоятельного ориентирования без контроля со стороны представителей Холдинга "РЖД";
- неудобство перемещения багажа между
транспортными
средствами;
- практически отсутствуют
- необходимость быстрого билетно-кассового обслуживания пассажиров;
- необходимость взаимодействия с муниципальными властями по организации навигации за пределами ТПУ;
- увеличение времени непроизводительн ого простоя транспортных средств при взаимном пассажирообмене
Пересадка с ожиданием в ТПУ без необходимости гостиничных услуг
- наличие мест для кратковременного нахождения пассажиров и ожидания транспортных средств
- возможность воспользоваться дополнительными услугами на территории ТПУ
- необходимость дополнительного ожидания в ТПУ;
- неудобство пользования услугами ТПУ при наличии багажа
- возможность более гибкого согласования расписаний движения транспортных средств;
- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"
- возможность покидания пассажирами территории ТПУ (зоны ответственности Холдинга "РЖД") и последующее опоздание
Пересадка с ожиданием в ТПУ с необходимостью гостиничных услуг
- наличие достаточного числа мест для размещения пассажиров
- возможность воспользоваться дополнительными услугами на территории ТПУ;
- возможность отдыха
- значительное увеличение продолжительн ости поездки
- возможность более гибкого согласования расписаний движения транспортных средств;
- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"
- возможность покидания пассажирами территории ТПУ (зоны ответственности Холдинга "РЖД") и последующее опоздание
Трансфертная пересадка между двумя ТПУ
- обеспечение четкой навигации, исключающей возможность задержек пассажира во время прохода по территории ТПУ;
- обеспечение мест парковки и посадки в трансфертный транспорт
- возможность совершения максимально быстрой пересадки между удаленными ТПУ
- сложность перехода для МГН;
- потери времени на территории ТПУ (в том числе при необходимости проведения повторного досмотра перед посадкой в другой вид транспорта)
- обеспечение связи железнодорожного и авиатранспорта, а также железнодорожного транспорта по далеко расположенным ТПУ, не имеющим связи по ж.д.;
- повышение надежности интеграции благодаря исключению сторонних посредников перевозки
- необходимость согласования расписаний движения транспортных средств по двум ТПУ, расположенным на значительном расстоянии друг от друга;
- высокие требования к точности соблюдения графика движения