8 Принципы формирования ТПУ и ТПК на базе железнодорожного транспорта

8 Принципы формирования ТПУ и ТПК на базе

железнодорожного транспорта

8.1 Принципы формирования и размещения ТПУ и ТПК на базе железнодорожного транспорта должны основываться на их функциональном значении в транспортной системе страны, регионов, агломераций, городов и других муниципальных образований, способствовать рациональному распределению пассажиропотоков и обеспечивать связность маршрутов перемещения пассажиров.

8.2 Размещение ТПУ и ТПК на базе железнодорожного транспорта должно осуществляться исходя из обеспечения возможности поэтапного перехода от системы организации пассажирских железнодорожных перевозок по многообразным несогласованным маршрутам к "хабовому" принципу, с последующей возможностью выстраивания системы мультимодальных пассажирских перевозок с участием других видов транспорта.

8.3 При выборе места размещения ТПУ и ТПК любого класса необходимо учитывать:

- взаимное расположение инфраструктуры железнодорожного и других видов транспорта;

- размер и категории пассажиропотоков (существующие и перспективные);

- существующую городскую застройку;

- планы развития городских территорий и развития инфраструктуры всех видов транспорта;

- пропускные способности ближайших транспортных узлов и магистралей населенного пункта.

8.4 Основным критерием правильности выбора места размещения и формирования ТПУ является обеспечение необходимого пассажирообмена между транспортными средствами различных перевозчиков при рациональной продолжительности нахождения пассажира на территории ТПУ.

8.5 Основным критерием правильности выбора места размещения и формирования ТПК является эффективность его работы по реализации объемов дополнительных услуг.

8.6 В зависимости от типа ТПУ и имеющихся на его территории пассажирских обустройств пассажирами могут быть реализованы пересадки одного или нескольких видов (рисунок 8.1).

00000003.png

Рисунок 8.1 - Виды пересадок в ТПУ

8.7 При формировании и проектировании ТПУ и ТПК любого класса необходимо руководствоваться следующими принципами и соблюдать следующие условия:

- обеспечение необходимой пропускной способности (транспортных средств);

- обеспечение развязки пассажиропотоков и необходимой пропускной способности пассажиропотоков;

- обеспечение безопасной пересадки;

- обеспечение доступности для всех групп населения (включая МГН);

- соблюдение архитектурно-планировочных особенностей застройки населенного пункта;

- минимальное вмешательство и сохранение окружающей среды;

- эффективное использование площадей;

- обеспечение возможности развития инфраструктуры образующих ТПУ видов транспорта;

- обеспечение возможности предоставления пассажирам и посетителям услуг в соответствии с классом ТПУ и ТПК.

8.8 Основной отличительной особенностью ТПУ от обособленно расположенных на одной территории инфраструктурных объектов является единая технология обслуживания пассажиров и согласованность расписаний движения транспортных средств.

8.9 С целью согласования расписаний движения транспортных средств в зависимости от вида пересадки к инфраструктуре и пассажирским обустройствам железнодорожного транспорта на территории ТПУ могут предъявляться требования, приведенные в таблице 8.1.

Таблица 8.1

ТРЕБОВАНИЯ К ТПУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВИДА ПЕРЕСАДКИ

Вид пересадки

Требования к ТПУ

Характеристика пересадки

с точки зрения пассажира

с точки зрения организатора перевозки

преимущества

сложности

преимущества

сложности

Кросс-платформенная пересадка

- возможность одновременного приема двух полносоставных пассажирских поездов;

- обеспечение возможности более длительного занятия пути на случай возможного опоздания одного из пассажирских поездов;

- наличие островной платформы с соответствующими параметрами и пассажирскими обустройствами

- удобство пересадки;

- минимум времени на пересадку;

- высокая степень безопасности в ТПУ

- практически нет

- минимум непроизводительного простоя транспортных средств при взаимном пассажирообмене;

- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"

- необходимо исключить необходимость приобретения билета в ТПУ (или учесть это время в продолжительности пересадки);

- крайне высокие требования к четкости выполнения графика движения поездов

Пересадка между удаленными платформами

- возможность одновременного приема двух полносоставных пассажирских поездов;

- инфраструктурно-технологическое обеспечение безопасного и удобного перехода между платформами

- относительно минимальное время пересадки;

- относительно высокая степень безопасности в ТПУ

- сложность перехода для МГН

- практически минимальное время непроизводительного простоя транспортных средств при взаимном пассажирообмене;

- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"

- желательно исключить необходимость приобретения билета в ТПУ (или учесть это время в продолжительности пересадки);

- высокие требования к четкости выполнения графика движения поездов

Пересадка между платформой и остановочным пунктом другого вида транспорта в пешей доступности на территории привокзальной площади

- необходимость развязки пассажиропотоков на территории ТПУ;

- обеспечение четкой навигации, исключающей возможность задержек пассажира во время пересадки;

- обеспечение безопасности и удобства пересадки пассажиров всех категорий

- возможность максимально быстрой пересадки между двумя видами транспорта

- сложность перехода для МГН;

- потери времени на территории ТПУ (в том числе при необходимости проведения повторного досмотра перед посадкой в другой вид транспорта)

- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"

- необходимость быстрого билетно-кассового обслуживания пассажиров;

- увеличение времени непроизводительного простоя транспортных средств при взаимном пассажирообмене

Пересадка между платформой и остановочным пунктом другого вида транспорта за пределами привокзальной площади

- обеспечение четкой навигации, исключающей возможность задержек пассажира во время прохода по территории ТПУ;

- возможность совершить пересадку между двумя видами основного транспорта без использования вспомогательного

- необходимость идти пешком на большие расстояния;

- необходимость самостоятельного ориентирования без контроля со стороны представителей Холдинга "РЖД";

- неудобство перемещения багажа между

транспортными

средствами;

- практически отсутствуют

- необходимость быстрого билетно-кассового обслуживания пассажиров;

- необходимость взаимодействия с муниципальными властями по организации навигации за пределами ТПУ;

- увеличение времени непроизводительн ого простоя транспортных средств при взаимном пассажирообмене

Пересадка с ожиданием в ТПУ без необходимости гостиничных услуг

- наличие мест для кратковременного нахождения пассажиров и ожидания транспортных средств

- возможность воспользоваться дополнительными услугами на территории ТПУ

- необходимость дополнительного ожидания в ТПУ;

- неудобство пользования услугами ТПУ при наличии багажа

- возможность более гибкого согласования расписаний движения транспортных средств;

- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"

- возможность покидания пассажирами территории ТПУ (зоны ответственности Холдинга "РЖД") и последующее опоздание

Пересадка с ожиданием в ТПУ с необходимостью гостиничных услуг

- наличие достаточного числа мест для размещения пассажиров

- возможность воспользоваться дополнительными услугами на территории ТПУ;

- возможность отдыха

- значительное увеличение продолжительн ости поездки

- возможность более гибкого согласования расписаний движения транспортных средств;

- пересадка происходит в зоне ответственности Холдинга "РЖД"

- возможность покидания пассажирами территории ТПУ (зоны ответственности Холдинга "РЖД") и последующее опоздание

Трансфертная пересадка между двумя ТПУ

- обеспечение четкой навигации, исключающей возможность задержек пассажира во время прохода по территории ТПУ;

- обеспечение мест парковки и посадки в трансфертный транспорт

- возможность совершения максимально быстрой пересадки между удаленными ТПУ

- сложность перехода для МГН;

- потери времени на территории ТПУ (в том числе при необходимости проведения повторного досмотра перед посадкой в другой вид транспорта)

- обеспечение связи железнодорожного и авиатранспорта, а также железнодорожного транспорта по далеко расположенным ТПУ, не имеющим связи по ж.д.;

- повышение надежности интеграции благодаря исключению сторонних посредников перевозки

- необходимость согласования расписаний движения транспортных средств по двум ТПУ, расположенным на значительном расстоянии друг от друга;

- высокие требования к точности соблюдения графика движения