Модель сетевого взаимодействия

Модель сетевого взаимодействия представляет собой совместную деятельность Центра ППМС-помощи и образовательных организаций, которая обеспечивает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных организаций.

Совместная деятельность Центра ППМС-помощи и образовательных организаций регулируется нормативным актом субъекта Российской Федерации об организации предоставления ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в системе образования субъекта Российской Федерации с использованием сетевой формы взаимодействия.

Реализация модели сетевого взаимодействия возможна либо на основе паритетной кооперации участников взаимодействия, либо при реализации Центром ППМС-помощи функций ресурсного центра.

В случае паритетной кооперации участников взаимодействия обеспечивается использование какой-либо образовательной организацией или Центром ППМС-помощи с целью создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью ресурсов любой из организаций, входящих в сетевое взаимодействие.

При реализации Центром ППМС-помощи функций ресурсного центра обеспечивается интеграция образовательных организаций вокруг Центра ППМС-помощи, как обладающего наибольшим материальным и кадровым потенциалом.

В этом случае каждая из образовательных организаций обеспечивает создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в объеме, который она в состоянии реализовать с учетом своих возможностей. Создание остальной части специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается Центром ППМС-помощи.

Таким образом, в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций и Центра ППМС-помощи создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью обеспечивается за счет целенаправленного и организованного привлечения и использования ресурсов иных образовательных организаций.

В основе деятельности Центра ППМС-помощи лежит оказание услуг посредством сетевой формы реализации образовательных программ, оказание консультационной, методической и ресурсной помощи общеобразовательным и дошкольным образовательным организациям.

Центр ППМС-помощи в данном случае выступает в качестве ресурсного центра, образовательный, кадровый и материально-технический потенциал которого достаточен для удовлетворения потребностей образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие.

Реализация Центром ППМС-помощи модели обеспечения ресурсов в помощь образовательным организациям должна охватывать все этапы организации инклюзивного образовательного процесса - проектирования, освоения, функционирования, анализа эффективности и обобщения инклюзивного опыта.

Нормативно-правовое регулирование деятельности Центра ППМС-помощи и образовательных организаций осуществляется посредством заключения договоров о сетевом взаимодействии с образовательными организациями.

Основными функциями Центров ППМС-помощи при реализации модели сетевого взаимодействия в качестве ресурсного центра являются:

разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС помощи;

организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в образовательных организациях в сетевом взаимодействии с научными организациями и образовательными организациями высшего образования;

мониторинг возможностей образовательных организаций по самостоятельному обеспечению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью;

оценка потребностей в ресурсном обеспечении образовательных организаций по обеспечению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в необходимом объеме;

консолидация интеллектуальных, информационных и материальных ресурсов для обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью;

консультационно-методическая, социально-правовая и информационная поддержка специалистов образовательных организаций и родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью по вопросам предоставления ППМС помощи и обеспечения специальных образовательных условий;

предоставление родителям (законным представителям) возможности пользования фондом специального оборудования для детей с ОВЗ и инвалидностью;

повышение компетентности родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и инвалидностью в части использования коррекционных методик в домашних условиях;

участие в реализации программ повышения квалификации специалистов образовательных организаций;

поддержка профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций;

формирование общедоступного банка электронных ресурсов учебно-методического назначения;

анализ эффективности, обобщение инклюзивного опыта обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью и его тиражирование.

Мониторинг готовности к обучению детей с ОВЗ и инвалидностью, оценка состояния специальных условий обучения для данной категории детей (материально-технических, образовательных, кадровых) осуществляется ежегодно специалистами Центра ППМС-помощи по разработанным методикам и формам по запросам образовательных организаций.

По результатам проведенного мониторинга определяются проблемные моменты по обеспечению специальных условий для обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях, вырабатываются конкретные методические рекомендации, которые берутся за основу при составлении дорожных карт.

По запросам организаций и педагогических работников специалисты Центров ППМС-помощи осуществляют консультационную, методическую и экспертную поддержку:

в разработке АООП, рабочих программ по предметам и ИУП для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом их особенностей и образовательных потребностей;

в разработке индивидуальных образовательных программ с учетом данных первичной диагностики детей, запросов родителей (законных представителей) и возможностей ребенка;

в разработке локальных актов, мониторинга достижения результатов освоения АООП;

в сопровождении инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в классах и группах со здоровыми сверстниками, в отдельных классах (группах) для детей с ОВЗ и инвалидностью, созданных на базе образовательных организаций.

Специалистами Центров ППМС-помощи возможно проведение выездных консультаций для родителей (законных представителей) и педагогических работников на основе диагностики обучающихся с ОВЗ с последующей разработкой для них методических рекомендаций.

Помимо этого, специалистами Центров ППМС-помощи проводится специальная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ, посещающими дошкольные образовательные или общеобразовательные организации.

Для детей, которым территориально доступно посещение Центров ППМС-помощи, специалистами (учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами и др.) проводятся коррекционно-развивающие занятия. Группы формируются по согласованию с образовательными организациями.

Занятия могут проводиться как на базе Центров ППМС-помощи, имеющих необходимое материально-техническое оснащение (в индивидуальной форме либо малых группах), так и на базе образовательных организаций в рамках стажировок для слушателей курсов повышения квалификации по использованию специального оборудования, применению специальных обучающих методов и приемов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, по выработке алгоритма проведения занятий.

Для детей дошкольного возраста занятия по расписанию, составленному индивидуально для каждого ребенка, организуются в группе ранней помощи, в лекотеке и в группе предшкольной подготовки.

Для обучения подходам и технологиям инклюзивного образования специалистами Центров ППМС-помощи проводятся семинары для специалистов органов управления, осуществляющих управление в сфере образования, руководящих и педагогических работников образовательных организаций.

Необходимо обеспечить создание и наполнение единого информационного ресурса для поддержки профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций, участвующих в сетевом взаимодействии, а также трансляции передового опыта обеспечения специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью.

Трансляция опыта работы по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью может осуществляться посредством участия специалистов Центров ППМС-помощи в региональных научно-практических семинарах, конференциях, размещения информации в средствах массовой информации.

Оказание услуг образовательным организациям специалистами Центров ППМС-помощи осуществляется за счет ресурсов Центров ППМС-помощи. При этом все услуги оказываются безвозмездно на основе заключенных договоров между образовательными организациями и Центрами ППМС-помощи, размещение информации в сети Интернет, средствах массовой информации.

Информирование родителей (законных представителей), имеющих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, об услугах, оказываемых Центрами ППМС-помощи, осуществляется через распространение специальных буклетов, информационных листов, разработанных специалистами Центров ППМС-помощи.

Таким образом, независимо от модели, Центры ППМС-помощи реализуют функции:

оказание ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся;

обеспечение функционирования психолого-медико-педагогической комиссии;

реализация образовательных программ.

При этом на региональном уровне основными функциями Центров ППМС-помощи по созданию специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях являются:

разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС помощи; разработка стратегий развития системы ППМС помощи;

проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций;

разработка стратегии, технологии, принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического здоровья детей, начиная с раннего возраста, и мониторинга по выявлению уровня сфорсированности универсальных учебных действий в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

участие в проектировании развития образования в регионе с учетом результатов проводимых мониторингов организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в организациях образования по запросу организаций и органов исполнительной власти - в сетевом взаимодействии с научными организациями и образовательными организациями высшего образования;

разработка и реализация целевых программ и проектов региона по осуществлению приоритетных направлений образовательной и социальной политики;

проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС помощи (при наличии соответствующей лицензии);

анализ социального и ведомственного запросов от субъектов образования на услуги сопровождения.

На муниципальном уровне:

обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

оказание ППМС помощи участникам образовательного процесса - детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам - образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации детей с ОВЗ и инвалидностью;

оказание методической помощи, включая работу ПМПк, разработку образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении препятствий к обучению;

проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся, воспитанников, в частности - с особыми образовательными потребностями;

участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;

реализация дополнительных образовательных программ, основных общеобразовательных программ дошкольного образования, программ профессионального обучения;

осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия.

На уровне образовательной организации:

проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС помощи;

организация работы ПМПк образовательной организации;

участие в разработке АОП и ИУП, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;

проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детей с ОВЗ и инвалидностью;

психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);

содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации; в планировании профессиональной карьеры;

проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;

оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса;

оказание индивидуально-ориентированной ППМС помощи одаренным детям, детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;

осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;

содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;

ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

При этом органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, должно быть организовано и осуществлено взаимодействие между центрами ППМС помощи и образовательными организациями в рамках создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ.

Организация взаимодействия осуществляется с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов взаимодействующих организаций.

Взаимодействие осуществляется на основании договора между организациями (образец договора в приложении 1) путем совместной реализации образовательных программ, а также путем совместного оказания услуг.

Для организации реализации образовательных программ, в т.ч. и с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Основными документами, регламентирующими организацию образовательного процесса при применении сетевых форм, являются образовательная программа, общий ИУП, годовой календарный учебный график (индивидуальный годовой календарный учебный график) и расписание занятий.

В случае совместной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, ими коллегиально разрабатываются и утверждаются общий учебный план, годовой календарный график и расписание занятий с указанием места освоения (реализующих организаций) предметов, видов учебной деятельности. При использовании для освоения образовательной программы ресурсов иных организаций, перечисленные документы с ними согласовываются.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся был принят на обучение по образовательной программе, несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией.

Другие организации, участвующие в сетевом взаимодействии, несут ответственность за реализацию отдельной части образовательной программы (дисциплина, модуль, учебная и производственная практика и т.д.) и соблюдение сроков, предусмотренных годовым календарным учебным графиком.

Направление обучающихся, принятых на обучение в одну организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в другие организации для освоения части образовательной программы осуществляется с их согласия (согласия родителей (законных представителей)).

Организации, реализующие в рамках совместной деятельности отдельные части образовательной программы, обеспечивают текущий учет и документирование результатов освоения обучающимися соответствующих учебных курсов, дисциплин, видов учебной деятельности.

При необходимости, использование образовательными организациями кадровых ресурсов Центров ППМС-помощи при создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ (индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития, условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе с привлечением учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога), учителя-логопеда, педагога-психолога, обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода)) осуществляется на основании договора о взаимодействии или на основании договора гражданско-правового характера, заключаемого между соответствующим специалистом и образовательной организацией (образец договора в приложении 2).

Начиная с 2011 года субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) на условиях софинансирования участвуют в реализации мероприятий, направленных на создание в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, включая создание универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащение общеобразовательных организаций специальным оборудованием, в т.ч. учебным, реабилитационным, компьютерным, и автотранспортом. Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций, начиная с 2011 года, выросла более чем в 4 раза (с 4,6% в 2011 году до 21,4% в 2016 году). С 2016 года создание универсальной безбарьерной среды предусмотрено и в дошкольных образовательных организациях (рост доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций с 14,9% в 2015 году до 16% в 2016 году).

При этом оборудование (специальное оборудование, в т.ч. учебное, реабилитационное, компьютерное), которым были оснащены образовательные организации в процессе реализации программы, при необходимости частично может быть использовано в ходе осуществления взаимодействия между Центрами ППМС-помощи и образовательными организациями для создания специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ.

Использование оборудования в рамках взаимодействия возможно в рамках действующего законодательства на основании договора о передаче имущества во временное пользование и/или безвозмездное пользование (образец договора в приложении 3).

При этом в образовательные организации имущество может поступать от организаций, подведомственных одному главному распорядителю бюджетных средств (внутриведомственная передача), а также от организаций, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (межведомственная передача).

В то же время образовательная организация может выступать не только как принимающая сторона, но и как передающая.

При этом, как образовательными организациями, так и Центрами ППМС-помощи, возможна передача оборудования, обеспечивающего создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью, во временное безвозмездное пользование родителям (законным представителям) ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Договор передачи оборудования является соглашением между двумя сторонами, по которому одна на возмездной или безвозмездной основе передает другой определенное имущество. Соглашение о передаче оборудования может заключаться при передаче каких-либо средств в аренду, в безвозмездное пользование, во временное пользование.

По договору безвозмездного пользования (ссуды) организация может бесплатно использовать имущество, принадлежащее другому лицу (организации, гражданину, публично-правовому образованию) (п. 1 ст. 689 ГК РФ).

Документом, подтверждающим исполнение договора, является подписанный обеими сторонами акт приема-передачи. Он составляется в обязательном присутствии уполномоченных представителей обеих сторон сделки, а при необходимости к его заключению могут быть привлечены и третьи лица. В акте приводится полный список передаваемого оборудования с указанием всех существенных параметров (наименование, производитель, марка, цена, серийные номера), данные о комплектности и выявленных дефектах, необходимой для использования оборудования технической документации и прочие сведения.

Таким образом, организация и осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, взаимодействия между образовательными организациями и Центрами ППМС-помощи с использованием кадровых, информационных, материально-технических, учебно-методических ресурсов взаимодействующих организаций позволит увеличить долю образовательных организаций субъектов Российской Федерации, в которых созданы специальные образовательные условия для детей с ОВЗ и инвалидностью.