27.143. Управляемость и маневренность

(a) Винтокрылый аппарат должен быть безопасно управляемым и маневренным:

(1) На установившихся режимах полета; и

(2) При выполнении любого маневра, соответствующего данному типу, включая:

(i) взлет;

(ii) набор высоты;

(iii) горизонтальный полет;

(iv) разворот;

(v) авторотацию;

(vi) посадку (с работающими и неработающими двигателями); и

(vii) переход к полету с использованием мощности при неудачном заходе на посадку на режиме авторотации.

(b) Запас циклического управления должен обеспечить удовлетворительное управление по крену и тангажу на скорости VNE при:

(1) Критическом весе.

(2) Критическом положении центра тяжести.

(3) Критической частоте вращения несущих винтов; и

(4) Неработающих двигателях (за исключением вертолетов, демонстрирующих соответствие п. (f) данного параграфа) и работающих двигателях.

(c) Должно быть установлено ограничение по скорости ветра от нуля до 9 м/с, со всех направлений, при которых винтокрылый аппарат может эксплуатироваться без потери управляемости при работе на земле или вблизи земли, при выполнении любого маневра, соответствующего данному типу (таких, как, например, взлеты при боковом ветре, полеты вбок и назад), при:

(1) Высотах, в пределах значений от величины, соответствующей стандартным условиям на уровне моря, до максимальной высоты, на которой возможны взлет и посадка винтокрылого аппарата, или до высоты по плотности 2134 м, в зависимости от того, какое значение высоты меньше; при

(i) критическом весе;

(ii) критическом положении центра тяжести; и

(iii) критической частоте вращения несущего винта.

(2) Высотах, на которых могут выполняться взлет и посадка, свыше 2134 м при:

(i) весе, выбранном заявителем;

(ii) критическом положении центра тяжести; и

(iii) критической частоте вращения несущего винта.

(d) Должно быть установлено ограничение по скорости ветра от нуля до 9 м/с, при всех направлениях, на которых винтокрылый аппарат может эксплуатироваться без потери управляемости при работе вне зоны влияния земли при:

(1) Весе, выбранном заявителем;

(2) Критическом положении центра тяжести;

(3) Частоте вращения несущего винта, выбранной заявителем; и

(4) Высоте, в пределах значений от величины, соответствующей стандартным условиям на уровне моря, до максимальной высоты, на которой возможны взлет и посадка винтокрылого аппарата.

(e) Винтокрылый аппарат после:

(1) Потери мощности одного двигателя в случае многодвигательного винтокрылого аппарата, который удовлетворяет требованиям изоляции двигателя транспортной категории A, или

(2) Полной потери мощности в случае винтокрылого аппарата другого типа, должен быть управляем во всем диапазоне скоростей и высот, на который запрашивается сертификация, когда такая потеря мощности происходит при максимально продолжительной мощности и критическом весе. Задержка по времени корректирующего действия для любого режима после потери мощности не может быть менее, чем:

(i) для крейсерского полета - 1 с, или время нормальной реакции пилота (в зависимости от того, какая величина больше); и

(ii) время нормальной реакции пилота - для другого режима полета.

(f) Для вертолетов, на которых VNE (при неработающих двигателях) устанавливается согласно 27.1505(c), должно быть продемонстрировано следующее соответствие с требованиями при критическом весе, критическом положении центра тяжести и критической частоте вращения несущего винта:

(1) Должно обеспечиваться безопасное уменьшение скорости вертолета до скорости VNE (при неработающих двигателях), не требующее исключительного мастерства пилотирования, после отказа последнего работающего двигателя при максимальной скорости горизонтального полета VNE с одним работающим двигателем.

(2) При скорости 1,1 VNE (при неработающих двигателях) запас циклического управления должен обеспечивать удовлетворительное управление по крену и тангажу при неработающих двигателях.