27.903. Двигатели

(a) Сертификация типа двигателя. Каждый двигатель должен иметь сертификат типа. Поршневые двигатели, используемые на вертолетах, должны быть квалифицированы в соответствии с 33.49(d) Части 33 или быть одобрены иначе в соответствии с предполагаемым применением.

(b) Защита от разрушения лопаток вентилятора охлаждения двигателя или системы привода винтов.

(1) Если установлен вентилятор охлаждения двигателя или системы привода винтов на винтокрылом аппарате, то должны быть предусмотрены средства защиты винтокрылого аппарата и обеспечения безопасной посадки в случае разрушения лопатки вентилятора. Должно быть продемонстрировано, что:

(i) в случае разрушения лопатки вентилятора обломки будут локализованы;

(ii) каждый вентилятор размещен таким образом, что поломка его лопатки не ухудшит безопасности; или

(iii) каждая лопатка вентилятора может выдерживать разрушающую нагрузку величиной 1,5 центробежной силы, ожидаемой в эксплуатации, ограниченной:

(A) Для вентиляторов, приводимых в действие непосредственно от двигателя:

(1) либо максимальными частотами вращения, возможными при неуправляемых условиях работы;

(2) либо частотами вращения при работе средств ограничения частоты вращения ротора двигателя;

(B) Для вентиляторов, приводимых в действие от системы привода винтов, максимальной частотой вращения системы привода винтов, ожидаемой в эксплуатации, включая переходные режимы;

(2) Если не проводится оценка усталостной прочности по параграфу 27.571, то должно быть продемонстрировано, что на лопатках вентилятора охлаждения не возникают резонансные явления при работе в пределах допустимых условий эксплуатации винтокрылого аппарата.

(c) Газотурбинная двигательная установка. Системы силовой установки с газотурбинными двигателями, связанные с устройствами управления, системами и приборами контроля двигателей, должны быть спроектированы так, чтобы было гарантировано, что те эксплуатационные ограничения двигателя, нарушения которых не благоприятно влияют на прочность ротора турбины, не будут превышены в эксплуатации.

(d) Возможность повторного запуска. Должны быть обеспечены средства для повторного запуска любого двигателя в полете.

(1) За исключением случая выключения всех двигателей в полете возможность повторного запуска должна быть продемонстрирована во всей области режимов полетов винтокрылого аппарата.

(2) После выключения всех двигателей в полете должна быть обеспечена возможность повторного запуска двигателя в полете.