МЧС России 30.12.2018 N 2-4-71-32-5 утверждены Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2019 год.

II. Задачи по оперативной подготовке

Основными мероприятиями оперативной подготовки считать:

Всероссийский сбор по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий гражданской обороны в текущем году и постановке задач на следующий год;

Всероссийское совещание с руководителями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по проблемам ГО и защиты населения;

учебно-методические сборы по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год;

КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера;

Всероссийская тренировка по ГО;

подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лицами структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО);

КШУ, комплексные тренировки (далее - КТ) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, КТ с органами управления и силами РСЧС, КШТ с органами управления и силами ГО и РСЧС.

Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО определить КШУ и КШТ (ШТ), тренировки НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.

Периодичность мероприятий определить:

для ФОИВ:

участие руководителей ФОИВ во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);

участие руководителей ФОИВ во Всероссийском совещании с руководителями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по проблемам ГО и защиты населения (один раз в год);

участие руководителей ФОИВ во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год);

участие руководителей территориальных органов ФОИВ в учебно-методических сборах в федеральных округах по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);

участие руководителей территориальных органов ФОИВ в учебно-методических сборах в субъектах Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);

участие должностных лиц ФОИВ, ответственных за организацию работы органов повседневного управления и реагирования на ЧС в подведении итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера под руководством заместителя Министра МЧС России на базе НЦУКС (два раза в год);

участие руководителей постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления функциональных подсистем РСЧС в учебно-методических сборах под руководством заместителя Министра МЧС России (ежеквартально);

участие должностных лиц соответствующих территориальных органов ФОИВ, ответственных за организацию работы органов повседневного управления и реагирования на ЧС, в подведении итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера под руководством регионального центра МЧС России (ежеквартально);

участие должностных лиц соответствующих территориальных органов ФОИВ (в пределах субъекта Российской Федерации), ответственных за организацию работы органов повседневного управления и реагирования на ЧС в подведении итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера под руководством главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (ежеквартально);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год, 1 - 2 квартал);

участие во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);

участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами функциональных и территориальных подсистем РСЧС (далее - ФП и ТП РСЧС) по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (ежеквартально (по отдельному плану), кроме квартала, когда проводится КШУ и Всероссийская тренировка по ГО);

участие территориальных органов ФОИВ и подчиненных им организаций (учреждений, подразделений) в комплексных тренировках с органами управления и силами ФП и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и регионального характера под руководством регионального центра МЧС России (ежемесячно, кроме месяца, когда проводится учение (тренировка) под руководством вышестоящего органа управления);

участие соответствующих органов повседневного управления функциональных подсистем РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС, ЦУКС региональных центров МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (по отдельному плану);

для ОИВ субъектов Российской Федерации:

участие высших должностных лиц субъектов Российской Федерации во Всероссийском сборе по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнению мероприятий ГО в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);

участие высших должностных лиц субъектов Российской Федерации во Всероссийском совещании с руководителями ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по проблемам ГО и защиты населения (один раз в год);

участие председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) субъектов Российской Федерации в учебно-методических сборах в федеральных округах по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год (один раз в год);

учебно-методические сборы в субъектах Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);

участие должностных лиц, ответственных за организацию работы органов повседневного управления и реагирования на ЧС в подведении итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера под руководством главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (ежеквартально);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (один раз в год, 1 - 2 квартал);

участие во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);

участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами ФП и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (по отдельному плану);

участие в КТ с органами управления и силами ФП и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и регионального характера под руководством регионального центра МЧС России (ежемесячно, кроме месяца, когда проводится учение (тренировка) под руководством вышестоящего органа управления);

участие соответствующих органов повседневного управления ТП РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством НЦУКС, ЦУКС региональных центров МЧС России, главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (по отдельному плану);

участие соответствующих органов повседневного управления ТП РСЧС в тренировках по обеспечению связью в условиях чрезвычайных ситуаций и восстановлению сетей связи (по отдельному плану);

для ОМСУ:

участие руководителей ОМСУ в учебно-методическом сборе в субъекте Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (один раз в год);

участие председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований в подведении итогов по результатам реагирования на ЧС органов управления и сил главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, органов повседневного управления и сил ФП и ТП РСЧС субъекта Российской Федерации за неделю под руководством главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (еженедельно, по пятницам, в режиме видеоконференцсвязи);

участие руководителей ОМСУ, председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований в подведении итогов по результатам реагирования органов управления и сил ФП и ТП РСЧС за квартал под руководством главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (ежеквартально (последняя пятница квартала), в режиме видеоконференцсвязи);

участие ЕДДС муниципальных образований в подведении итогов деятельности за сутки под руководством ЦУКС главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

участие в проведении смотра-конкурса на звание "Лучшая ЕДДС муниципального образования" (в течение года);

участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций межрегионального и федерального характера под руководством МЧС России (один раз в год, 1 - 2 квартал);

участие во Всероссийской тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);

участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами ФП и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера под руководством МЧС России (по отдельному плану);

участие в КТ с органами управления и силами ФП и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и регионального характера под руководством регионального центра МЧС России (ежемесячно, кроме месяца, когда проводится учение (тренировка) под руководством вышестоящего органа управления);

участие в тренировке с ОДС ЦУКС главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, оперативными группами ПСГ, ЕДДС муниципальных образований - (ежедневно, если не проводится тренировка под руководством вышестоящего органа управления);

участие в тренировке по проверке готовности системы видеоконференцсвязи под руководством ЦУКС главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (ежедневно);

тренировка по проверке готовности к применению резервных источников энергоснабжения пунктов управления (еженедельно, по четвергам).

Конкретизированный состав ФОИВ, их территориальных органов, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ, принимающих участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности под руководством МЧС России и КТ с органами управления и силами РСЧС, определяется руководителем КТ заблаговременно при планировании КТ и доводится до участников в установленном порядке.

Учения и тренировки по выполнению задач в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в том числе вызванных террористическими актами, проводить в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приказом МЧС России от 24.04.2013 N 284 "Об утверждении инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (Зарегистрировано в Минюсте России 22 июля 2013 г. N 29115).

Проводить двухстепенные (многостепенные) учения (тренировки). В год, когда не проводится КШУ, проводить КШТ (ШТ).

Участие нижестоящих организаций (территориальных органов) в двухстепенных (многостепенных) учениях (тренировках) засчитывать как проведенные в текущем году КШУ (КШТ).

При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов:

ГО и защиты населения субъекта Российской Федерации (муниципальные образования, организации);

действий субъекта Российской Федерации муниципальных образований по предупреждению и ликвидации ЧС;

основных мероприятий субъекта Российской Федерации (муниципальные образования, органы управления, организации) на год;

финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, защите населения и территорий;

организации взаимодействия НЦУКС, ЦУКС территориальных органов МЧС России с органами повседневного управления функциональных подсистем РСЧС при ликвидации ЧС;

выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.

При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защиты населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ.

Темы учений (тренировок) определять, исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых ФП и ТП РСЧС.

При подготовке и проведении учений (тренировок) совместно с другими ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации выделять в состав штаба руководства заместителя руководителя учений (начальника штаба руководства) и оперативные группы (по согласованию).

В целях проверки готовности ТП РСЧС, координации действий территориальных органов ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе на межрегиональном уровне, в соответствующих федеральных округах, региональных центрах МЧС России установленным порядком планировать и проводить:

мероприятия оперативной подготовки с органами управления, силами ГО и ТП РСЧС субъектов Российской Федерации, исходя из их продолжительности и периодичности;

не менее двух КШУ в год продолжительностью до 3 суток с органами управления территориальных подсистем РСЧС и ГО субъектов Российской Федерации с привлечением соответствующих территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации, спасательных воинских формирований (далее - СВФ), подразделений федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), Государственной инспекции по маломерным судам (далее - ГИМС) и военизированных горноспасательных частей (далее - ВГСЧ).

Указанные мероприятия оперативной подготовки, проводимые региональными центрами МЧС России в федеральном округе, целесообразно совмещать с мероприятиями, проводимыми в субъектах Российской Федерации другими территориальными органами ФОИВ, с целью уменьшения материальных затрат и отрыва специалистов от основных видов деятельности.

Перед началом характерных для субъектов Российской Федерации ЧС (весенний паводок, лесоторфяные пожары, аварии на коммунально-энергетических сетях в осенне-зимний период и т.д.) спланировать проведение тренировок по прогнозированию возможной обстановки, обмену информацией с учреждениями, входящими в территориальные подсистемы мониторинга и прогнозирования ЧС, реагированию на возникающие ЧС.

В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:

ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ - практические занятия по действиям должностных лиц ОИВ, ОМСУ, КЧС и ОПБ при ликвидации аварий на потенциально опасных объектах и организации защиты населения в ЧС;

руководителям организаций - показные занятия с аварийно-спасательными формированиями (далее - АСФ) по ликвидации ЧС и организации эвакуации рабочих и служащих;

руководителям предприятий (учреждений, организаций) с негосударственной формой собственности - занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении ЧС.

КШУ, тактико-специальные (специальные) учения, КШТ (ШТ) проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемые на соответствующей территории, перевода ГО в высшие степени готовности и ведения ГО.

Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов с привлечением для обработки информации муниципальных ЕДДС и территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС.

Использовать информацию о реально складывающейся на территории обстановке с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.

При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в средствах индивидуальной защиты органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.

При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.

Для органов управления, сил ГО и РСЧС началом учебного года считать первый рабочий день января, окончанием учебного года считать последний рабочий день ноября.