V. Разработка мер по минимизации выявленных коррупционных рисков

V. Разработка мер по минимизации выявленных

коррупционных рисков

24. Этап разработки мер по минимизации коррупционных рисков - подготовка предложений по минимизации всех или наиболее существенных из выявленных коррупционных рисков.

Система управления коррупционными рисками предполагает проведение систематической работы по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации таких рисков.

Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, которые можно подразделить на следующие виды:

правовые;

организационные;

профилактические.

При подготовке предложений по минимизации коррупционных рисков целесообразно учесть мероприятия, предусмотренные паспортом приоритетной программы, а также паспортами приоритетных проектов, разработанными Минэкономразвития России, Минкомсвязью России, Минтрудом России и Минюстом России, к таким мероприятиям можно отнести следующие:

использование проверочных листов <6>;

--------------------------------

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2017 г. N 177.

актуализация и оптимизация обязательных требований;

установление исчерпывающих перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;

обеспечение доступности и понятности информации о подконтрольных объектах;

использование механизма профилактики нарушений обязательных требований;

использование информационно-коммуникационных технологий и другие мероприятия, снижающие усмотрение должностных лиц при принятии управленческих решений, а также повышающие эффективность контроля за их деятельностью.

В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:

выявление возможности возникновения конфликта интересов между подконтрольным лицом (организацией) и служащими, проводимая уполномоченным должностным лицом или подразделением по профилактике коррупционных правонарушений контрольно-надзорного органа (в частности, с использованием информационно-коммуникационных технологий);

обеспечение прозрачности, открытости деятельности контрольно-надзорного органа;

перераспределение функций между подразделениями внутри контрольно-надзорного органа;

введение или расширение форм взаимодействия граждан (юридических лиц) и служащих, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);

совершенствование механизма отбора служащих для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;

оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (юридические лица) обязаны предоставить для реализации права;

сокращение сроков принятия управленческих решений;

установление регламентации способа и сроков совершения действий служащим при осуществлении коррупционно-опасной функции;

установление дополнительных форм отчетности служащих о результатах принятых решений;

использование средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей юридических лиц;

сокращение ситуаций единоличного принятия решений;

проведение разъяснительной и иной профилактической работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций;

обеспечение повседневного контроля за соблюдением служащими этических норм поведения.

Для каждого выявленного коррупционного риска должны быть определены соответствующие меры по их минимизации. При этом необходимо оценить объем финансовых затрат на реализацию этих мер, а также потребность в кадровых и иных ресурсах, необходимых для проведения соответствующих мероприятий.

При определении мер по минимизации коррупционных рисков целесообразно руководствоваться следующим:

каждую меру необходимо сформулировать конкретно, служащие, вовлеченные в процесс ее реализации, должны понимать ее цели и содержание, конечный результат и ее связь с минимизацией конкретного коррупционного риска;

для каждой меры должен быть установлен срок или периодичность ее реализации;

для каждой меры должен быть определен ответственный за ее реализацию;

на стадии планирования мер по минимизации коррупционных рисков должны быть проработаны механизмы мониторинга реализации этих мер и оценки их эффективности;

реализация каждой меры должна быть подтверждена документально.

25. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами, например, регламентацией административных процедур исполнения соответствующей коррупционно-опасной функции, их упрощением либо исключением, установлением препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.

Регламентация административных процедур позволяет снизить степень угрозы возникновения коррупции в связи со следующим:

значительно уменьшается риск отклонения должностного лица при реализации должностных полномочий от достижения закрепленной цели возникших правоотношений;

снижается степень усмотрения должностных лиц при принятии управленческих решений;

создаются условия для осуществления надлежащего контроля за процессом принятия управленческих решений, что при необходимости позволяет корректировать ошибочные решения, не дожидаясь развития конфликтной ситуации;

обеспечивается единообразное осуществление функций должностными лицами контрольно-надзорных органов;

создается гласная, открытая модель реализации коррупционно-опасной функции.

При этом дробление административных процедур на дополнительные стадии с их закреплением за независимыми друг от друга должностными лицами позволит обеспечить взаимный контроль.

26. В качестве установления препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем, предлагается применять следующие меры:

перераспределение функций между структурными подразделениями внутри контрольно-надзорного органа;

введение или расширение форм взаимодействия граждан (организаций) и должностных лиц, например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности ("одно окно", система электронного обмена информацией);

исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;

сокращение количества должностных лиц, участвующих в принятии управленческого решения, обеспечивающего реализацию субъективных прав и юридических обязанностей;

оптимизация перечня документов (материалов, информации), которые граждане (организации) обязаны предоставить для реализации права;

сокращение сроков принятия управленческих решений;

установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий должностным лицом при осуществлении коррупционно-опасной функции;

установление дополнительных форм отчетности должностных лиц о результатах принятых решений.

27. В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений реализацию мероприятий, содержащихся в настоящих методических рекомендациях, целесообразно осуществлять на постоянной основе посредством:

организации внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, введения системы внутреннего информирования. При этом проверочные мероприятия могут проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"), контроля за соответствием расходов доходам (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"), так и на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в СМИ;

использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;

проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.

28. В целях минимизации коррупционных рисков организуется мониторинг исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими, деятельность которых связана с коррупционными рисками (далее - мониторинг), являются:

своевременная фиксация отклонения действий должностных лиц от установленных норм, правил служебного поведения;

выявление и анализ факторов, способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;

подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц;

корректировка перечня коррупционно-опасных функций и перечня должностей в контрольно-надзорных органах, замещение которых связано с коррупционными рисками.

Проведение мониторинга осуществляется путем сбора информации о признаках и фактах коррупционной деятельности должностных лиц.

Сбор указанной информации может осуществляться в том числе путем проведения опросов на официальном сайте контрольно-надзорных органов в сети Интернет, а также с использованием электронной почты, телефонной и факсимильной связи от лиц и организаций, имевших опыт взаимодействия с должностными лицами.

При проведении мониторинга формируется набор показателей, характеризующих антикоррупционное поведение должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками, а также обеспечивается взаимодействие со структурными подразделениями федерального государственного органа, иными государственными органами и организациями.

Результатами проведения мониторинга являются:

подготовка материалов о несоблюдении должностными лицами при исполнении должностных обязанностей требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов;

подготовка предложений по минимизации коррупционных рисков либо их устранению в деятельности должностных лиц, а также по внесению изменений в перечень коррупционно-опасных функций и перечень должностей в контрольно-надзорных органах, замещение которых связано с коррупционными рисками;

ежегодные доклады руководству контрольно-надзорного органа о результатах проведения мониторинга.

29. Меры по минимизации выявленных коррупционных рисков после их утверждения целесообразно включить в план противодействия коррупции контрольно-надзорного органа.

30. Результаты работы по разработке мер по минимизации выявленных коррупционных рисков представляются руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа.