Настоящие методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 6.1 приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 декабря 2016 г. N 12) (далее - приоритетная программа), с учетом Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации функций (письмо Минтруда России от 25 декабря 2014 г. N 18-0/10/В-8980), для использования в работе федеральными органами исполнительной власти, реализующими контрольно-надзорные функции, - участниками приоритетной программы (далее - контрольно-надзорные органы).
1. Оценка коррупционных рисков позволяет провести анализ функций, реализуемых контрольно-надзорным органом, и определить коррупциогенные факторы.
Выявление коррупционных рисков, свойственных конкретному контрольно-надзорному органу с учетом специфики его функций, позволяет принимать адресные меры, препятствующие реализации конкретных сложившихся на практике коррупционных схем, формирование которых обусловлено рядом коррупциогенных факторов.
Основными негативными последствиями могут являться: несоблюдение обязательных требований со стороны подконтрольных лиц и организаций, что может привести к тяжким последствиям (нанесение вреда жизни и здоровью граждан, национальной безопасности и обороноспособности государства, окружающей среде и т.д.); нарушению общепринятых правил и норм конкуренции; снижению инновационной и деловой активности и др.
Результатом использования настоящих методических рекомендаций будет обеспечение в контрольно-надзорных органах единого подхода к организации работы по:
- по разработке карты коррупционных рисков и мер по их минимизации;
- подготовке и (или) уточнению перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
2. Процедура оценки коррупционных рисков состоит из нескольких последовательных этапов. Система управления коррупционными рисками приведена в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
3. Принципы оценки коррупционных рисков в контрольно-надзорных органах:
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 273-ФЗ принят 25.12.2008, а не 25.12.2006.
Законность. Оценка коррупционных рисков осуществляется в точном соответствии с законом. Правовой основой оценки коррупционных рисков в контрольно-надзорных органах являются Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Федеральный закон от 25 декабря 2006 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Полнота. Коррупционные риски могут возникать при реализации любой административной процедуры (действия). Соблюдение принципа полноты оценки коррупционных рисков позволяет значительно сократить вероятность того, что отдельные административные процедуры (действия), при реализации которых возможно возникновение коррупционного риска, будут проигнорированы, поскольку изначально они не признаны коррупционно-опасными.
Рациональное распределение ресурсов. Оценку коррупционных рисков следует проводить, учитывая возможности кадровых, финансовых и иных ресурсов контрольно-надзорного органа для ее реализации.
Всесторонность определения коррупционных рисков. Выявление коррупционных факторов и анализ вероятных способов совершения коррупционных правонарушений (коррупционных схем) позволяет разработать наиболее эффективные меры предупреждения коррупции в контрольно-надзорном органе.
Взаимосвязь результатов оценки коррупционных рисков с проводимыми антикоррупционными мероприятиями. Результаты оценки коррупционных рисков являются основой для определения перечня должностей, замещение которых связано с коррупционными рисками.
Своевременность и регулярность оценки коррупционных рисков. Проводить оценку коррупционных рисков целесообразно на системной основе. Углубленную оценку коррупционных рисков рекомендуется проводить раз в 2 - 3 года и (или) при любом существенном изменении законодательства в соответствующей сфере контрольно-надзорной деятельности, организационно-штатной структуры, выявлении коррупционных правонарушений, свидетельствующих о возникновении коррупционных рисков.
Раз в год целесообразно проводить текущую оценку коррупционных рисков, предполагающую анализ функций контрольно-надзорного органа, на предмет необходимости принятия дополнительных мер, направленных на минимизацию негативных последствий выявленных рисков.
Гласность. Контрольно-надзорный орган размещает информацию о результатах оценки коррупционных рисков на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Противодействие коррупции" с учетом требований законодательства Российской Федерации.
Для информации о проведении оценки коррупционных рисков целесообразно выделить отдельный подраздел в разделе "Противодействие коррупции".
Привлечение заинтересованных сторон. Процесс оценки коррупционных рисков предполагает участие и учет мнения всех заинтересованных сторон (институты гражданского общества, эксперты и др.).
4. Применительно к настоящим методическим рекомендациям используются следующие понятия:
коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица <1>;
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 25 декабря 2006 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
коррупциогенные факторы - условия, явление или совокупность явлений, объективные и субъективные предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению, а также положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
должности, замещение которых связано с коррупционными рисками, - должности федеральной государственной гражданской службы, федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым, в том числе предусматривает:
осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
предоставление государственных услуг гражданам и организациям;
осуществление контрольных и надзорных мероприятий;
подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.);
управление государственным имуществом;
осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений;
хранение и распределение материально-технических ресурсов <2>.
--------------------------------
<2> Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557.
коррупционные риски - вероятность (возможность) проявлений коррупции и наступления неблагоприятных последствий, вызванных ими;
карта коррупционных рисков - форма представления сведений о коррупционных рисках, свойственных контрольно-надзорному органу.
контрольно-надзорные функции - осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача государственными органами и их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов <3>;
--------------------------------
<3> Указ Президента Российской Федерации 9 марта 2004 года N 314.
конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) <4>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
личная заинтересованность - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми должностное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями <5>.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей