Среди основных коррупциогенных факторов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности можно выделить следующие:
- отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий, возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций (отсутствие четких оснований и критериев принятия решений);
- возможность реализации потенциальной коррупционной схемы без значительных усилий, в том числе:
- узкий круг служащих (работников), участие которых необходимо для реализации коррупционной схемы;
- многочисленные зафиксированные факты реализации коррупционной схемы;
- отсутствие или неэффективность механизмов внутреннего контроля, в том числе:
- наличие "слепых зон" - отсутствие контроля за отдельными административными процедурами (действиями) либо их этапами, важными для реализации потенциальной коррупционной схемы;
- отсутствие порядка совершения контрольно-надзорным органом (его должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отсутствия условий открытости и прозрачности административных процедур (действий);
- объективные трудности осуществления контроля, например, необходимость обработки в рамках контроля больших объемов быстро меняющейся информации;
- отсутствие обратной связи для рассмотрения жалоб на действия служащего (работника) и (или) высокая интенсивность контактов;
- возможность возникновения конфликта интересов у служащего:
- прямая или косвенная связь (конфликт интересов) с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в отношении которого осуществляется контроль (надзор);
- осуществление контроля (надзора) за юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в котором работают родственники служащего, иные лица, связанные имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
- прямое или косвенное участие в деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя);
- отсутствие надлежащего внешнего аудита за деятельностью служащего и контрольно-надзорного органа в целом;
- неиспользование при надзоре принципа "четыре глаза", в соответствии с которым контроль (надзор) следует осуществлять двум лицам;
- отсутствие ротации служащих, замещающих должности, связанные с коррупционными рисками;
- обширный объем действий (процедур), требующих единоличного принятия решения должностным лицом;
- отсутствие или недостаточная ответственность должностных лиц за совершение правонарушения, в том числе коррупционного;
- отсутствие закрепленной процедуры (правил) проведения собственного контрольно-надзорных мероприятий (принятия подконтрольным субъектом служащих, а именно, кто и как встречает, где и как питаются служащие и т.п.);
- возможность выборочного изменения предмета (объема) контроля (надзора). <1>
--------------------------------
<1> Данный перечень не является исчерпывающим.
Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера <2>.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 18.07.2015) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (вместе с "Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", "Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов").
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей