17. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства.
18. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.
- что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);
- какие коррупционные схемы используются;
- выявленные коррупциогенные факторы.
19. Руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа принимается письменное решение о проведении оценки коррупционных рисков, в котором также указываются сроки проведения оценки, назначается заместитель руководителя контрольно-надзорного органа, ответственный за проведение оценки коррупционных рисков. Организацию работы по оценке коррупционных рисков рекомендуется поручить подразделению кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений или уполномоченному должностному лицу. В указанном решении также целесообразно закрепить обязанность всех подразделений контрольно-надзорного органа оказывать содействие в проводимой работе.
20. Для проведения оценки коррупционных рисков рекомендуется сформировать рабочую группу по оценке коррупционных рисков при комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) контрольно-надзорного органа. В ее состав рекомендуется включить представителей профильных подразделений контрольно-надзорного органа, правового подразделения, а также подразделения, ответственного за повышение эффективности функциональной деятельности контрольно-надзорного органа. В состав рабочей группы целесообразно включать членов комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) контрольно-надзорного органа.
К участию в проведении оценки коррупционных рисков также рекомендуется пригласить внешних экспертов (представителей научного сообщества, некоммерческих организаций, бизнес-сообществ и т.д.), представителей правоохранительных органов.
Рекомендуется предусмотреть возможность участия в деятельности рабочей группы на паритетных началах представителей общественных советов при контрольно-надзорных органах.
Состав рабочей группы, в том числе ее председателя рекомендуется утверждать руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа или решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) контрольно-надзорного органа.
На первом заседании рабочей группы целесообразно определить порядок функционирования рабочей группы, а также ответственных за выявление коррупционных рисков по функциональным направлениям контрольно-надзорного органа.
Заседание рабочей группы рекомендуется проводить не реже одного раза в полгода, а также по мере необходимости. На рассмотрение рабочей группы рекомендуется вносить, в том числе вопросы:
проведение оценки коррупционных рисков,
разработка и участие в реализации карты коррупционных рисков и мер по их минимизации;
внесение изменений в карту коррупционных рисков,
оценка эффективности реализуемых мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.
Результаты работы рабочей группы представляются руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа в виде докладов или отчетов.
21. Наличие коррупциогенного фактора является признаком коррупционного риска. Перечень коррупциогенных факторов приведен в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.
Выявлению коррупциогенных факторов способствует проводимый рабочей группой анализ различного рода информации, поступающей как из внутренних, так и из внешних источников.
К внутренним источникам информации относятся следующие:
нормативные правовые акты, касающиеся функций контрольно-надзорного органа, связанных с коррупционными рисками;
регламентные акты, касающиеся организационной структуры контрольно-надзорного органа, в том числе должностных (служебных) обязанностей при осуществлении административных процедур (действий);
иные внутренние источники, к которым можно отнести, например, протоколы заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), материалы служебных проверок, результаты опроса уполномоченных должностных лиц, государственных служащих, уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционных правонарушений и др.
Для анализа информации, необходимой для проведения оценки коррупционных рисков, рабочей группе рекомендуется сформировать перечень правовых актов и иных документов контрольно-надзорного органа.
К таким документам относятся документы, содержащие информацию о направлениях деятельности (функциях) и структуре контрольно-надзорного органа, полномочиях его подразделений и должностных (служебных) обязанностях служащих, например:
положение о контрольно-надзорном органе;
организационно-штатная структура и штатное расписание;
положения о подразделениях контрольно-надзорного органа;
административные регламенты исполнения функций;
результаты анализа структуры, функционала и иные значимые документы.
К внешним источникам информации можно отнести следующие:
результаты опроса подконтрольных лиц и организаций, представителей институтов гражданского общества и иных заинтересованных лиц;
социологические исследования, в том числе проводимые по заказу контрольно-надзорного органа, направленные на выявление общественного восприятия уровня коррупции в контрольно-надзорном органе;
статистические данные о правонарушениях в сфере деятельности контрольно-надзорного органа;
обращения граждан и организаций, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращения, поступившие на "горячую линию", "электронную приемную" и т.д.;
сообщения в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения служащими требований к служебному поведению;
материалы, представленные правоохранительными органами, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами, включая акты прокурорского реагирования, материалы уголовных дел, материалы, представляемые органами следствия и др.;
материалы, представленные постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, институтами гражданского общества и из других источников.
22. Опрос подконтрольных лиц и организаций, получателей услуг, экспертов, представителей институтов гражданского общества и иных заинтересованных лиц целесообразно проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Целью проведения такого опроса является выявление коррупционных рисков.
определение сфер деятельности контрольно-надзорного органа с коррупционными рисками;
выявление причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям;
оценка реализации антикоррупционных мер;
выявление ключевых направлений повышения эффективности деятельности контрольно-надзорного органа по противодействию коррупции, учреждение возможностей возникновения и действия коррупциогенных факторов и формирование антикоррупционного общественного мнения;
прогнозирование возможного развития коррупционной обстановки.
разрабатывается анкета для проведения опроса (пример представлен в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям);
проводится оценка результатов опроса;
осуществляется подготовка сводного отчета о результатах проведения опроса;
осуществляется выработка на основе результатов опроса предложений по повышению эффективности деятельности в сфере противодействия коррупции.
По согласованию с руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа анкету целесообразно разместить на официальном сайте контрольно-надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделе, посвященном вопросам противодействия коррупции. На главной странице целесообразно разместить отдельную гиперссылку на данную анкету.
Также анкету целесообразно направить экспертам, представителям институтов гражданского общества и бизнес-сообществ.
23. Результатами проведенного анализа внутренних и внешних источников информации будет являться выявленный коррупционный риск, краткое описание коррупционной схемы, коррупциогенные факторы, а также перечень должностных лиц, которые могли бы участвовать в реализации каждой коррупционной схемы. Соответствующая информация представляется руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей