IV. Оценка коррупционных рисков

17. Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий и обстоятельств (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав вопреки законным интересам общества и государства.

18. В ходе проведения оценки коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений.

При этом анализируется:

- что является предметом коррупции (за какие действия (бездействия) предоставляется выгода);

- какие коррупционные схемы используются;

- выявленные коррупциогенные факторы.

19. Руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа принимается письменное решение о проведении оценки коррупционных рисков, в котором также указываются сроки проведения оценки, назначается заместитель руководителя контрольно-надзорного органа, ответственный за проведение оценки коррупционных рисков. Организацию работы по оценке коррупционных рисков рекомендуется поручить подразделению кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений или уполномоченному должностному лицу. В указанном решении также целесообразно закрепить обязанность всех подразделений контрольно-надзорного органа оказывать содействие в проводимой работе.

20. Для проведения оценки коррупционных рисков рекомендуется сформировать рабочую группу по оценке коррупционных рисков при комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) контрольно-надзорного органа. В ее состав рекомендуется включить представителей профильных подразделений контрольно-надзорного органа, правового подразделения, а также подразделения, ответственного за повышение эффективности функциональной деятельности контрольно-надзорного органа. В состав рабочей группы целесообразно включать членов комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) контрольно-надзорного органа.

К участию в проведении оценки коррупционных рисков также рекомендуется пригласить внешних экспертов (представителей научного сообщества, некоммерческих организаций, бизнес-сообществ и т.д.), представителей правоохранительных органов.

Рекомендуется предусмотреть возможность участия в деятельности рабочей группы на паритетных началах представителей общественных советов при контрольно-надзорных органах.

Состав рабочей группы, в том числе ее председателя рекомендуется утверждать руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа или решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) контрольно-надзорного органа.

На первом заседании рабочей группы целесообразно определить порядок функционирования рабочей группы, а также ответственных за выявление коррупционных рисков по функциональным направлениям контрольно-надзорного органа.

Заседание рабочей группы рекомендуется проводить не реже одного раза в полгода, а также по мере необходимости. На рассмотрение рабочей группы рекомендуется вносить, в том числе вопросы:

проведение оценки коррупционных рисков,

разработка и участие в реализации карты коррупционных рисков и мер по их минимизации;

внесение изменений в карту коррупционных рисков,

оценка эффективности реализуемых мер по минимизации выявленных коррупционных рисков.

Результаты работы рабочей группы представляются руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа в виде докладов или отчетов.

21. Наличие коррупциогенного фактора является признаком коррупционного риска. Перечень коррупциогенных факторов приведен в приложении N 2 к настоящим методическим рекомендациям.

Выявлению коррупциогенных факторов способствует проводимый рабочей группой анализ различного рода информации, поступающей как из внутренних, так и из внешних источников.

К внутренним источникам информации относятся следующие:

нормативные правовые акты, касающиеся функций контрольно-надзорного органа, связанных с коррупционными рисками;

регламентные акты, касающиеся организационной структуры контрольно-надзорного органа, в том числе должностных (служебных) обязанностей при осуществлении административных процедур (действий);

иные внутренние источники, к которым можно отнести, например, протоколы заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии), материалы служебных проверок, результаты опроса уполномоченных должностных лиц, государственных служащих, уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения служащего к совершению коррупционных правонарушений и др.

Для анализа информации, необходимой для проведения оценки коррупционных рисков, рабочей группе рекомендуется сформировать перечень правовых актов и иных документов контрольно-надзорного органа.

К таким документам относятся документы, содержащие информацию о направлениях деятельности (функциях) и структуре контрольно-надзорного органа, полномочиях его подразделений и должностных (служебных) обязанностях служащих, например:

положение о контрольно-надзорном органе;

организационно-штатная структура и штатное расписание;

положения о подразделениях контрольно-надзорного органа;

должностные регламенты;

административные регламенты исполнения функций;

результаты анализа структуры, функционала и иные значимые документы.

К внешним источникам информации можно отнести следующие:

результаты опроса подконтрольных лиц и организаций, представителей институтов гражданского общества и иных заинтересованных лиц;

социологические исследования, в том числе проводимые по заказу контрольно-надзорного органа, направленные на выявление общественного восприятия уровня коррупции в контрольно-надзорном органе;

статистические данные о правонарушениях в сфере деятельности контрольно-надзорного органа;

обращения граждан и организаций, содержащие информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращения, поступившие на "горячую линию", "электронную приемную" и т.д.;

сообщения в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения служащими требований к служебному поведению;

материалы, представленные правоохранительными органами, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами, включая акты прокурорского реагирования, материалы уголовных дел, материалы, представляемые органами следствия и др.;

материалы, представленные постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, институтами гражданского общества и из других источников.

22. Опрос подконтрольных лиц и организаций, получателей услуг, экспертов, представителей институтов гражданского общества и иных заинтересованных лиц целесообразно проводить по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Целью проведения такого опроса является выявление коррупционных рисков.

Задачами опроса являются:

определение сфер деятельности контрольно-надзорного органа с коррупционными рисками;

выявление причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям;

оценка реализации антикоррупционных мер;

выявление ключевых направлений повышения эффективности деятельности контрольно-надзорного органа по противодействию коррупции, учреждение возможностей возникновения и действия коррупциогенных факторов и формирование антикоррупционного общественного мнения;

прогнозирование возможного развития коррупционной обстановки.

Рабочей группой:

разрабатывается анкета для проведения опроса (пример представлен в приложении N 3 к настоящим методическим рекомендациям);

проводится оценка результатов опроса;

осуществляется подготовка сводного отчета о результатах проведения опроса;

осуществляется выработка на основе результатов опроса предложений по повышению эффективности деятельности в сфере противодействия коррупции.

По согласованию с руководителем (уполномоченным должностным лицом) контрольно-надзорного органа анкету целесообразно разместить на официальном сайте контрольно-надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в подразделе, посвященном вопросам противодействия коррупции. На главной странице целесообразно разместить отдельную гиперссылку на данную анкету.

Также анкету целесообразно направить экспертам, представителям институтов гражданского общества и бизнес-сообществ.

23. Результатами проведенного анализа внутренних и внешних источников информации будет являться выявленный коррупционный риск, краткое описание коррупционной схемы, коррупциогенные факторы, а также перечень должностных лиц, которые могли бы участвовать в реализации каждой коррупционной схемы. Соответствующая информация представляется руководителю (уполномоченному должностному лицу) контрольно-надзорного органа.