4. Определение направлений решения системной проблемы

4.1. Направление решения проблемы - принципиальный способ (концепция) решения данной системной проблемы, определяющий перечень и порядок реализации задач, рамочный объем ресурсов, состав участников реализации стратегии.

4.2. Направление решения проблемы должно быть представлено в нескольких вариантах, которые должны основываться на социально-экономических показателях развития экономики Российской Федерации на долгосрочный период.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4.2 Выбор конкретного направления (способа) решения системной проблемы рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

а) определение всех альтернативных способов решения данной проблемы;

б) анализ ограничений и сопутствующих благоприятных факторов, возникающих в рамках каждого из способов решения проблемы. Предварительная оценка объема ресурсов, необходимых для решения проблемы данным способом с разбивкой на предполагаемые объемы бюджетного и внебюджетного финансирования;

в) анализ внешних эффектов и факторов, способных оказать значительное влияние на реализацию выбранного направления;

г) определение бенефициаров и потенциальных участников реализации стратегий;

д) оценка возможных источников финансовых ресурсов;

е) определение оптимального способа решения системной проблемы из числа проанализированных;

ж) оценка рисков не реализации выбранного способа решения системной проблемы.

4.3. По каждому из направлений необходимо предварительно оценить объем ресурсов и изменений в нормативной правовой базе, требуемых для достижения ожидаемого результата. Оценка ресурсов должна быть увязана с анализом ограничений. Кроме того, должны быть оценены примерные сроки достижения ожидаемого результата.

4.4. В рамках каждого из направлений должен быть проведен анализ имеющихся или прогнозируемых (потенциальных) благоприятных факторов, содействующих решению проблемы данным способом. Такими факторами, в частности, могут быть:

позитивные тенденции, в частности, расширение рынков соответствующих видов продукции;

имеющиеся заделы, в том числе, конкурентные позиции на рынках, накопленный ресурсный, кадровый и производственно-технологический потенциал;

наличие организационных условий для решения проблемы данным способом;

действующая нормативная правовая база;

наличие бенефициаров, способных содействовать решению проблемы.

4.5. При анализе внешних эффектов и факторов особое внимание рекомендуется обратить на:

социальные последствия реализации данного направления решения проблемы, в частности, создание новых высокопроизводительных рабочих мест, повышение квалификации кадров и повышение производительности труда на действующих производствах;

укрепление безопасности и повышение обороноспособности страны;

экологические последствия реализации данного направления;

социально-экономическое развитие регионов;

создание новых научно-технологических заделов, внедрение и распространение новых технологий;

развитие новых прогрессивных форм государственного и корпоративного управления, повышение качества менеджмента;

продвижение продуктов/услуг российского производства на внешние рынки.

При описании внешних эффектов, по возможности, должны быть приведены количественные оценки.

4.6. Определение бенефициаров и потенциальных участников реализации стратегии является важнейшим элементом анализа направлений решения проблемы.

Необходимо определить степень заинтересованности и потенциальные формы участия в решении проблемы данным способом следующих субъектов: представителей предпринимательского сообщества; структур гражданского общества; субъектов Российской Федерации; муниципальных образований; иностранных государств, компаний и организаций, представителей научного сообщества.

4.7. Выбор оптимального направления решения системной проблемы должен осуществляться исходя из:

а) действующей нормативной правовой базы, масштабов ее необходимых изменений;

б) затрат ресурсов и эффективности достижения ожидаемого результата, с учетом положительных и отрицательных экстерналий;

в) имеющихся финансовых, организационных, кадровых и иных ограничений;

г) наличия сопутствующих благоприятных факторов, в частности, привлечения дополнительных финансовых ресурсов;

д) возможности расширения числа участников реализации стратегии и ее отдельных программ, заинтересованности предпринимательского сообщества, структур гражданского общества, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в выбранном способе решения системной проблемы.