3.1. В состав документации по ведению мониторинга безопасности ГТС рекомендуется включать:
3.1.1. Проект мониторинга безопасности ГТС.
3.1.2. Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов.
3.1.3. Аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС.
3.2. Проект мониторинга безопасности ГТС может выполняться как раздел проектной документации или как отдельная проектная документация на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов.
Разработку проектной документации на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов могут выполнять организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России на проектирование ГТС.
Проект мониторинга безопасности ГТС для эксплуатируемых накопителей жидких отходов (кроме случаев их расширения и реконструкции) может составлять эксплуатирующая организация.
3.3. Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов составляет эксплуатирующая организация с учетом требований Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98).
3.4. Аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС составляются по форме, утвержденной Госгортехнадзором России.
3.5. В проектной документации мониторинга ГТС может определяться следующий перечень объектов мониторинга:
3.5.1. Сооружения (устройства), входящие в состав ГТС.
3.5.2. Системы сооружений (устройств), входящие в состав ГТС.
3.5.4. Технологические процессы, происходящие на сооружениях и в системах.
3.5.5. Природно-климатические процессы, происходящие на участке расположения ГТС.
3.5.6. Служба эксплуатации ГТС.
3.5.7. Служба мониторинга ГТС.
3.6. Объектами мониторинга могут быть как сооружения (устройства) в целом: дамбы (плотины), прудки-отстойники, насосные станции, пульповоды и водоводы, противофильтрационные экраны по дну накопителя, нагорные канавы и руслоотводные каналы, аварийные емкости, водосбросные колодцы, коллекторы, водопропускные (водосбросные) сооружения и каналы и т.п., так и их составляющие части (конструктивные элементы).
Например, в дамбе объектами мониторинга могут быть противофильтрационные элементы (ядро, экран, понур), дренажные элементы, пляжная зона (упорная призма) для намывных дамб, низовой откос и т.п.
3.7. Системы сооружений (устройств), входящие в состав ГТС:
3.7.1. Система гидротранспорта.
3.7.2. Система сгущения пульпы.
3.7.3. Система оборотного водоснабжения.
3.7.5. Водоотводная (противопаводковая) система.
3.7.6. Замораживающая система для дамб мерзлого типа в северной климатической зоне.
3.7.7. Система контрольно-измерительной аппаратуры (исправность и работоспособность элементов контрольно-измерительной аппаратуры).
3.8. Основание ГТС - важная составляющая в обеспечении общей безопасности ГТС, поэтому оно может быть объектом мониторинга.
3.9. Технологические процессы, происходящие на сооружениях, в системах и в основании ГТС, связаны с технологией эксплуатации и также могут являться объектами мониторинга.
Базовый процесс, порождающий другие процессы, - складирование отходов; на намывных накопителях - это процесс намыва.
Технологические процессы на накопителях жидких отходов:
3.9.2. Деформация (дамб, основания, пульповодов и т.п.).
3.9.3. Температурный процесс (промерзание-оттаивание).
3.9.4. Испарение (с водной поверхности, поверхностей пляжей и т.п.).
3.9.5. Пыление (мелкодисперсных шламов).
3.9.6. Заиление (зашламование прудков-отстойников, аварийных емкостей и т.п.).
3.9.8. Загрязнение грунтовых и поверхностных вод (динамика ареалов загрязнения).
3.9.9. Наращивание ограждающих дамб.
3.9.10. Переукладка пульповодов.
3.10. Природно-климатические процессы существенно влияют на безопасность ГТС.
Ведение мониторинга за природно-климатическими процессами необходимо для того, чтобы на базе накопленных фактических данных за ряд лет на конкретном накопителе делать более достоверные прогнозы о его дальнейшей безопасной эксплуатации (в частности, об объемах и динамике поверхностного паводкового водопритока, о сроках перехода на летнюю (зимнюю) технологию эксплуатации, водном балансе и т.п.).
Примеры природно-климатических процессов и их параметров:
3.10.1. Температура наружного воздуха.
3.10.2. Глубина промерзания (откосов и гребня дамбы, пляжа в зоне упорной призмы), толщина льда в прудке-отстойнике и т.п.
3.10.3. Гидрография рек и поверхностного водопритока (снегового и дождевого) в зоне их влияния на накопитель.
3.10.4. Средняя толщина снегового покрова на водосборной площади.
3.10.5. Скорость ветра (наряду с температурой воздуха влияет на процессы теплообмена (теплоотдачи), например, пульповодов, водоводов, намытых пляжей и т.п.).
3.10.6. Сейсмичность (в сейсмически опасных районах накопленные фактические данные по этим параметрам позволяют оценивать безопасность сооружений в условиях сейсмических воздействий).
3.11. Служба эксплуатации ГТС - одна из важнейших составляющих обеспечения безопасности ГТС, поэтому она может быть объектом мониторинга. Безаварийная работа ГТС возможна только в случае, если служба эксплуатации удовлетворяет таким условиям, как укомплектованность персоналом согласно штатному расписанию, техническая вооруженность, квалификационный уровень, исполнительская дисциплина в части реализации проектной технологии эксплуатации и предписаний контролирующих организаций и т.п.
3.12. Служба мониторинга ГТС обеспечивает информацией руководителей предприятий о состоянии ГТС. От достоверности и достаточности информации зависит своевременность и правильность принимаемых эксплуатационных технологических решений, а следовательно, безопасность ГТС.
3.13. Документация по ГТС - важный элемент общей безопасности ГТС.
Документация по ГТС включает в себя: описание конструкции, технологии эксплуатации и текущего состояния ГТС, т.е. фактически содержит информационную модель (информационную проекцию) действующего или законсервированного гидротехнического сооружения.
Полнота, качество документации влияют на безопасность ГТС не прямо, а косвенно, поскольку именно на основе информации, содержащейся в документации, принимаются те или иные эксплуатационные решения, которые влияют на безопасность ГТС.
3.14. Кроме рассмотренного перечня объектов мониторинга, проектная документация мониторинга может включать и другие объекты.
Основной критерий отнесения элемента технической системы накопителя к объекту мониторинга - степень его влияния на безопасность ГТС.
Часть элементов ГТС может быть отнесена к объектам мониторинга на основе соответствующих нормативных документов, например СНиП.
Для остальных элементов проектная организация определяет на основе расчетов и опыта, насколько они влияют на безопасность ГТС и в какой степени их нужно контролировать.
В проектной документации мониторинга для выбранных объектов мониторинга приводятся обоснования выбора: ссылки на соответствующие нормативные документы или экспертные выводы на основе расчетов и анализа.
3.15. Для каждого объекта мониторинга рекомендуется определять перечень контролируемых параметров.
Для каждого контролируемого параметра рекомендуется определять:
3.15.1. Способ контроля - инструментальный или визуальный (экспертный). При инструментальном контроле разрабатывается проектная документация контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), ее конструкция, схема и технология размещения, эксплуатации и т.п., являющаяся составной частью проектной документации мониторинга.
3.15.2. Периодичность контроля устанавливается в различные периоды существования объекта мониторинга. Указываются условия, влияющие на периодичность контроля.
3.15.3. Предельно допустимые значения (ПДЗ) - значения контролируемого параметра, определяющие состояние безопасности объекта мониторинга. Для каждого уровня безопасности задаются свои значения ПДЗ. Переход контролируемого параметра на более низкий уровень безопасности сопровождается изменением периодичности контроля, т.е. чем ниже уровень безопасности, тем чаще проводятся измерения контролируемого параметра. ПДЗ могут быть количественными и качественными. Количественные значения ПДЗ задаются для параметров, контролируемых инструментально. Некоторые ПДЗ получаются на основе расчета по результатам больших объемов инструментальных измерений. Например, запас вместимости в накопителе можно определить на основе обработки результатов топографической съемки и промеров глубин прудка-отстойника. Качественные значения ПДЗ задаются для параметров, контролируемых визуально. В последнем случае приводится перечень (качественная шкала, описание или образцы) признаков, соответствующих ПДЗ. Для различных периодов существования объекта мониторинга его контролируемые параметры могут иметь различные ПДЗ. Целесообразно определить эти периоды (условия и признаки их выделения), если в этом есть необходимость (например, ПДЗ уровней воды в пьезометрах изменяются с высотой намывной дамбы хвостохранилища).
3.15.4. Методика измерений и наблюдений. Для параметров, контролируемых инструментально, приводится описание методик их измерения или даются ссылки на соответствующую нормативно-методическую литературу, которые прилагаются к проектной документации мониторинга. Для параметров, контролируемых визуально, могут применяться методики взвешенных экспертных оценок.
3.16. На основании анализа технического состояния ГТС делается вывод об их безопасности: надежное, удовлетворительное, аварийное.
3.16.1. Надежное - сооружение можно эксплуатировать без разработки каких-либо мероприятий, повышающих безопасность его эксплуатации.
3.16.2. Удовлетворительное - сооружение можно эксплуатировать, но при условии разработки необходимых мероприятий, и в реальные сроки делается анализ по факторам, которые могут создавать аварийную ситуацию; принимаются необходимые меры по нейтрализации действия таких факторов.
3.16.3. Аварийное - сооружение нельзя эксплуатировать в проектном режиме, так как оно попадает под действие Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1249).
3.17. Для контроля отбираются только параметры, которые в наибольшей степени характеризуют состояние безопасности объекта мониторинга.
В проектной документации мониторинга определяются способы идентификации (фиксация, обобщение, обработка, интерпретация и представление) в удобном виде (эргономичном) для восприятия человеком контрольной информации, снятой с контролируемых параметров объектов мониторинга.
3.18. В проектной документации мониторинга на основе необходимых объемов и характера работ определяются параметры службы мониторинга:
3.18.2. Техническое обеспечение.
3.18.3. Нормативно-методическое обеспечение.
3.18.4. Квалификационные требования к персоналу.
3.19. Для повышения качества контроля службу мониторинга целесообразно исключить из состава службы эксплуатации ГТС и выделить как самостоятельное подразделение или укомплектовать из представителей других специализированных служб эксплуатирующей организации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей