3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ

3.1. Каждая авария или инцидент должны быть расследованы комиссией, состав которой устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего нарушения.

Комиссия по расследованию аварий, не связанных со смертельными или групповыми несчастными случаями, и технологических отказов возглавляется руководителем или заместителем руководителя (главным инженером) организации.

Председателями комиссий по расследованию функциональных отказов приказами по организации могут назначаться руководители структурных функциональных или производственных подразделений.

3.2. Расследование аварий производится комиссией с обязательным участием представителя управления государственного энергетического надзора в субъекте Российской Федерации.

Для участия в расследовании аварии приглашается представитель органа местного самоуправления, на территории которого произошла авария.

Сообщение об аварии и (или) технологическом отказе должно направляться организацией управлению госэнергонадзора в субъекте Российской Федерации или его подразделению в данном городе, а также органу местного самоуправления в течение суток телефонограммой, факсом, электронной почтой, письмом с нарочным.

3.3. Расследование технологических отказов производится комиссией; вопрос об участии в работе комиссии представителя органа госэнергонадзора принимается его руководителем.

3.4. Расследование функциональных отказов производится персоналом организации.

3.5. Комиссия по расследованию аварии или технологического отказа создается приказом руководителя энергетической организации.

3.6. Технологические нарушения, причинами которых явились дефекты проектирования, изготовления, строительства, монтажа, наладки или ремонта, должны расследоваться с привлечением полномочных представителей организаций - исполнителей (поставщиков). При невозможности соблюдения этого требования порядок расследования должен быть согласован с представителем госэнергонадзора.

В случае отказа представителей указанных организаций принять участие в расследовании к акту расследования должен быть приложен документ о своевременном вызове представителей этих организаций или об их отказе участвовать в расследовании. После расследования этим организациям направляется соответствующая рекламация или претензия. Копии рекламаций (претензий) должны прилагаться к актам расследования аварий.

3.7. Расследование нарушений должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

3.8. Вскрытие или разборка поврежденного оборудования должны производиться только по разрешению председателя комиссии в присутствии представителей организаций, включенных в состав комиссии.

3.9. При расследовании аварий и инцидентов должны быть выполнены мероприятия, которые отражают обстоятельства возникновения и развития нарушений:

- сохранение послеаварийной обстановки (по возможности), фотографирование или описание объектов нарушения;

- изъятие и передача по акту представителю госэнергонадзора или другому, назначенному председателем комиссии, должностному лицу регистрограмм, магнитофонных записей оперативных переговоров и других вещественных свидетельств нарушения;

- описание послеаварийного состояния накладок и указателей положения защит и блокировок;

- подбор комплекта документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования.

Все документы должны быть удостоверены подписями руководства и печатью организации, которой расследуется нарушение.

3.10. Руководитель эксплуатирующей организации, в которой расследуется нарушение, обязан:

- сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент нарушения, если это не угрожает развитием нарушения и не представляет угрозы для здоровья и жизни людей, а также для сохранности оборудования, сетей и других материальных объектов; в случаях невозможности сохранения обстановки или при любой указанной угрозе сложившаяся обстановка должна быть зафиксирована фото-, видеосъемкой, составлением эскизов, схем, описаний;

- провести необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и другие работы;

- выделять транспорт и средства связи, необходимые для проведения расследования;

- привлекать при необходимости экспертов и специалистов других организаций;

- выделить помещение, где должна храниться вся необходимая техническая документация;

- произвести печать и размножение в необходимом количестве документации по результатам расследования.

3.11. Результаты расследования аварии, инцидента оформляются актом, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (регистрограммы, осциллограммы, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, опросные листы, схемы электрических соединений, тепловых сетей с указанием положения выключателей и арматуры до нарушения и т.п.).

3.12. Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии допускается подписание акта "с особым мнением", изложенным рядом с их подписью или адресующим к отдельному приложению. Во всех случаях "особое мнение" должно прилагаться к акту при подписании.

Разногласия организаций по решению комиссии рассматриваются управлением госэнергонадзора в десятидневный срок после завершения расследования и предъявления обоснованных возражений.

3.13. В качестве причины аварии и (или) технологического отказа явления стихийного характера принимаются комиссией при подтверждении полномочным органом гидрометеорологической службы о превышении расчетных величин, предусмотренных проектом или действующими нормами: при этом комиссией исследуется вопрос о возможности предотвращения их воздействия и развития со стороны персонала организации.

3.14. Причины естественного износа оборудования и сетей принимаются в случае, если нарушение работоспособности оборудования произошло в результате старения и других изменений свойств материалов, усталостных явлений, коррозии и др., которые не могли быть предотвращены в процессе эксплуатации. Критерии естественного износа устанавливаются в соответствии с нормативно - техническими документами.

3.15. Определение последствий технологических нарушений у потребителя должно производиться с участием представителей потребителя и государственного энергетического надзора.

3.16. Определение недоотпуска энергии потребителем производится в соответствии с Правилами энергоснабжения в Российской Федерации.

3.17. Определение экономического ущерба в организации от нарушения в работе энергооборудования производится исходя из безвозвратных потерь стоимости поврежденного оборудования, оценки стоимости ремонтно - восстановительных работ, размеров возмещения ущерба потребителям или штрафов, а также оценки затрат на замещение потерянной мощности или увеличение потерь электрической (тепловой) энергии.

3.18. Акт расследования на бумажном носителе (Приложение 1) со всеми приложениями должен составляться не менее чем в двух подлинниках, в управление госэнергонадзора и другие организации акт может представляться в электронном виде.

Копии акта представляются в организации, признанные при расследовании прямо или косвенно виновными, в орган госпожнадзора (при пожаре), а также членам комиссии по их требованию.

3.19. По результатам расследования аварии или технологического отказа в организации составляется перечень (план) мероприятий по ликвидации последствий и предупреждению аварий и отказов, который должен быть утвержден приказом (распоряжениям) руководителя организации.