Порядок и периодичность контроля дымности отработавших газов горных машин с дизельным приводом

Порядок и периодичность контроля

дымности отработавших газов горных машин

с дизельным приводом

Требования к техническому состоянию горных машин

Общий порядок и периодичность контроля дымности отработавших газов дизелей регламентируются требованиями, предъявляемыми ГОСТами к работе горных машин с дизельным приводом.

Техническое состояние контролируемой машины (автомобиля, бульдозера, тепловоза) приводится в соответствие следующим требованиям:

выпускная система машины обеспечивает отсутствие подсоса воздуха и утечек отработавших газов;

температура охлаждающей жидкости не может быть ниже минимально допустимой, предусмотренной требованиями завода-изготовителя;

на машине используются топливо и смазочные материалы, отвечающие требованиям соответствующих стандартов или технических условий и рекомендованные к использованию для данной модели дизеля;

используемое топливо не содержит дополнительных противодымных присадок, не рекомендованных для данного двигателя.

Периодичность контроля работы дизелей горных машин

Измерение дымности отработавших газов дизелей горных машин проводится при техническом осмотре (ТО), плановых ремонтах (ПР):

с периодичностью ТО-2 (500 моточасов);

внепланово, при выполнении ремонтных или регулировочных работ элементов системы питания, влияющих на дымность отработавших газов;

после проведения ПР, выполняемых с периодичностью 4000 моточасов (табл. 1).

Таблица 1

ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

┌────────────────────┬───────────────────────────────────────────┐

│ Виды работ │ Периодичность контроля токсичных выбросов │

├────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤

│Внеплановые ремонты │По заявке │

│ТО-2 │500 моточасов │

│ПР │4000 моточасов │

└────────────────────┴───────────────────────────────────────────┘

Приборное обеспечение

При проведении работ по определению дымности отработавших газов дизельных приводов применяются прошедшие поверку дымомеры, которые должны соответствовать основным требованиям ГОСТов.

Конструкция пробоотборной системы дымомера обеспечивает отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов.

Подготовка, обслуживание и использование дымомера проводятся в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации дымомера.

Измерение дымности отработавших газов

Измерение дымности отработавших газов дизелей горных машин проводится на неподвижно стоящей машине (автомобиле, бульдозере, тепловозе) методами измерений, определенными требованиями ГОСТов к работе машин с дизельным приводом.

Перед испытаниями двигатель прогревается до рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в руководстве по эксплуатации машины.

Устройство для пуска холодного двигателя отключается.

Замеры производятся в режимах:

свободного ускорения (разгон двигателя на холостом ходу от минимальной до максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя);

максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу.

Нормативные значения дымности отработавших газов дизелей приведены в табл. 2.

Таблица 2

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ДЫМНОСТИ

┌────────────────────┬──────────────────────┬────────────────────┐

│ Режим измерения │ Предельно допустимый │Предельно допустимый│

│ дымности │натуральный показатель│коэффициент ослабле-│

│ │ ослабления светового │ния светового потока│

│ │ -1 │Nдоп (дымность), %, │

│ │ потока Kдоп, м │не более │

├────────────────────┼──────────────────────┼────────────────────┤

│Свободное ускорение │ │ │

│для двигателей: │ │ │

│без наддува │ 1,2 │ 40 │

│с наддувом │ 1,6 │ 50 │

│Максимальная частота│ 0,4 │ 15 │

│вращения │ │ │

└────────────────────┴──────────────────────┴────────────────────┘

Перед испытаниями необходимо произвести подготовку машины:

затормозить машину стояночным тормозом;

установить рычаг переключения передач или избиратель скоростей в нейтральное положение, поднять кузов и убедиться в надежности его удержания;

произвести осмотр выпускной системы на предмет обнаружения утечек выхлопных газов;

установить пробоотборный зонд в выпускную трубу.

Также необходимо произвести подготовку дымомера:

включить прибор, прогреть его в соответствии с требованиями инструкции к дымомеру;

произвести калибровку прибора по контрольным светофильтрам;

установить оптический блок на стойке прибора.

Для осуществления подготовки и прогрева прибора завести двигатель, установив максимальную частоту вращения коленчатого вала. Продолжительность прогрева - не менее 20 с. Отпустить педаль подачи топлива и установить минимальную частоту вращения коленчатого вала.

Для измерения дымности в режиме свободного ускорения необходимо:

при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной частоте вращения быстрым, но не резким нажатием до упора на педаль управления подачей топлива топливным насосом высокого давления (далее - педаль) установить максимальный расход топлива и поддерживать его до достижения максимальной частоты вращения и включения регулятора. Затем отпустить педаль до установления минимальной частоты вращения. Этот процесс повторить не менее шести раз;

при каждом последующем свободном ускорении фиксировать

максимальную дымность до получения устойчивых значений. Измеренные

величины считаются устойчивыми, если четыре последовательных

-1

значения располагаются в зоне шириной 0,25 м и не образуют

убывающей последовательности;

за результат измерения следует принимать среднеарифметическое результатов четырех измерений.

Проверка дымности в режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала осуществляется не позднее чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения. Для этого необходимо:

нажать до упора педаль и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения. Дымность измеряют не ранее чем через 10 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6% по шкале N;

за результат измерения следует принимать среднеарифметическое значение, определенное по крайним показаниям дымности.

Измерение дымности машин с раздельной выпускной системой следует проводить в каждой из выпускных труб отдельно. Оценку дымности проводить по максимальному значению.

Результаты измерений заносятся в журнал учета контроля дымности дизеля (Приложение 1).

При превышении норм дымности горная машина к дальнейшей эксплуатации не допускается до устранения причин, вызвавших повышенную дымность.