Документ не применяется. Подробнее см. Справку

<Письмо> ФСС РФ от 24.11.1999 N 02-10/05-6150 <О разъяснении некоторых положений Налогового кодекса Российской Федерации>

ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 ноября 1999 г. N 02-10/05-6150

В связи с поступающими обращениями по вопросам применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов являются участниками налоговых отношений (ст. 9 НК) и в определенных Кодексом случаях обладают полномочиями налоговых органов (ст. ст. 30 и 34.1 НК). При этом ряд положений Налогового кодекса содержит прямое указание об их применении к деятельности государственных внебюджетных фондов. Это относится, в частности, к порядку зачета и возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов, проведению исполнительными органами Фонда проверок страхователей по вопросам начисления и уплаты страховых взносов. Некоторые вопросы, например, привлечение плательщика к ответственности и применение финансовых санкций, неразрывно связаны с осуществлением органами Фонда контроля за уплатой страховых взносов. По мнению Фонда, в этой части деятельность исполнительных органов Фонда должна регулироваться соответствующими положениями Налогового кодекса Российской Федерации, а нормативные акты по социальному страхованию, в том числе соответствующие решения Фонда, подлежат применению в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации.

По вопросам, связанным с определением круга плательщиков страховых взносов, исчислением облагаемой базы для уплаты взносов, размером тарифов страховых взносов, органы Фонда должны руководствоваться специальными актами законодательства, поскольку статья 13 Налогового кодекса, включающая страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в состав налоговой системы Российской Федерации, до настоящего времени не вступила в силу. Это подтверждается Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.99 N 9/41.

На основании изложенного Фонд социального страхования Российской Федерации разъясняет:

1. При начислении пени в случае нарушения страхователем срока уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации следует руководствоваться статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неперечисленной суммы платежа в Фонд. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Таким образом, с 18 августа 1999 г. (дата вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ) пеня на сумму недоимки по платежам в Фонд начисляется по ставке 0,183% (исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 55% годовых). Если в течение периода, за который начисляется пеня, учетная ставка Центрального банка Российской Федерации изменяется, то размер пени, исходя из новой ставки рефинансирования, определяется со следующего дня за ее изменением.

Учитывая изложенное, суммы пеней, начисленные с 18 августа 1999 г., подлежат перерасчету исходя из вышеуказанной процентной ставки пени. При этом излишне перечисленные страхователем или взысканные с него исполнительными органами Фонда суммы пеней направляются на погашение недоимки по страховым взносам и задолженности по начисленным пеням, а при их отсутствии подлежат зачету в счет предстоящих платежей либо возврату страхователю.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанностей по уплате страховых взносов в Фонд, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты страховых взносов по день уплаты или взыскания страховых взносов включительно.

При определении дня уплаты страховых взносов применяется статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента предъявления страхователем в банк поручения на уплату страховых взносов. При уплате наличными денежными средствами страховые взносы считаются уплаченными с момента внесения в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информации денежной суммы в счет уплаты страховых взносов.

Страховые взносы не могут признаваться уплаченными при отзыве страхователем или возврате банком платежного поручения на перечисление страховых взносов.

Страховые взносы также не считаются уплаченными и в том случае, если на момент предъявления поручения на уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации страхователь имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством исполняются в первоочередном порядке и страхователь не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований. К указанным требованиям в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся требования по исполнительным документам, предусматривающим выдачу средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, требований о взыскании алиментов, расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, по выплате вознаграждений по авторскому договору, а также платежные документы, предусматривающие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, если они были предъявлены ранее, чем поручение на перечисление страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации. В этом случае обязанность по уплате страховых взносов следует считать исполненной с момента списания банком соответствующих сумм со счета страхователя.

2. При нарушении банками срока исполнения поручения страхователя о перечислении страховых взносов, а также при неисполнении банком решения исполнительного органа Фонда о взыскании страховых взносов исполнительные органы Фонда в соответствии со статьями 133 и 135 Налогового кодекса Российской Федерации взыскивают с банка пеню в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки. С учетом установленной ставки рефинансирования с 18 августа 1999 года пеня с банков должна взыскиваться в размере 0,2 процента.

3. При принятии решения о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и применения к нему финансовых санкций исполнительным органам Фонда следует руководствоваться соответствующими положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 104 НК взыскание штрафов со страхователей осуществляется в судебном порядке. До обращения в суд исполнительный орган Фонда обязан предложить страхователю добровольно уплатить соответствующую сумму штрафа. В случае, если страхователь отказался добровольно уплатить сумму штрафа или пропустил установленный срок уплаты, исполнительный орган Фонда обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного страхователя штрафа.

При определении размеров штрафов исполнительным органам Фонда следует применять соответствующие статьи Налогового кодекса:

при нарушении правил регистрации страхователя в исполнительном органе Фонда - статью 116 НК;

при нарушении установленных сроков представления расчетной ведомости по средствам государственного социального страхования - статью 119 НК;

при занижении облагаемой базы, на которую должны начисляться страховые взносы, - статью 122 НК;

при незаконном воспрепятствовании доступу должностного лица исполнительного органа Фонда на территорию или в помещение страхователя - статью 124 НК.

Исполнительные органы Фонда могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафа не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (статья 115 НК). При этом следует иметь в виду, что согласно статье 113 Налогового кодекса Российской Федерации страхователь не может быть привлечен к ответственности, если со дня совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.

4. При проведении проверок страхователей по вопросам начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств социального страхования исполнительным органам Фонда в настоящее время надлежит руководствоваться действующими Временными методическими указаниями по проведению документальных ревизий (проверок) страхователей органами контрольно - ревизионной службы Фонда социального страхования Российской Федерации (утверждены Постановлением Фонда от 30 апреля 1996 г. N 42) с учетом основных требований Налогового кодекса Российской Федерации.

В частности, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности страхователя, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Также не могут проводиться повторные выездные проверки по страховым взносам, подлежащим уплате за уже проверенный период, за исключением случаев ликвидации страхователя или проведения проверки вышестоящим исполнительным органом Фонда в порядке контроля за деятельностью органа Фонда, проводившего проверку.

По вопросам применения вышеуказанных положений Налогового кодекса Российской Федерации Фондом в настоящее время готовятся соответствующие нормативные акты, которые будут незамедлительно доведены до сведения исполнительных органов Фонда.

Что касается распространения иных положений Налогового кодекса Российской Федерации на деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации, включая наделение органов Фонда полномочиями налоговых органов при осуществлении ими контроля за уплатой страховых взносов, применение установленной Кодексом процедуры исполнения обязанностей по уплате установленных платежей в Фонд (необходимость предъявления требования об уплате страховых взносов), регулирование взаимоотношений исполнительных органов Фонда с банками и др., то указанные вопросы в настоящее время прорабатываются государственными внебюджетными фондами совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, и до получения по ним соответствующих разъяснений исполнительным органам Фонда следует руководствоваться действующими нормативными актами по социальному страхованию.

Л.Н.РАУ