Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

6. ПЛАТФОРМЫ ПОДЪЕМНЫЕ С НАКЛОННЫМ ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ

6.1. Номинальная грузоподъемность платформ подъемных с наклонным перемещением выбирается в соответствии с ее назначением, учетом требований доступности для пользователей и не должна превышать 500 кг.

6.2. Грузонесущее устройство может выполняться в виде платформы, на горизонтальном полу которой может размещаться пользователь в положении стоя, сидя на откидном сиденье, сидя в кресле-коляске, и в виде кресла, на котором пользователь перемещается в положении сидя.

6.3. Направляющие, по которым перемещается грузонесущее устройство, могут быть стационарно закрепленными или складывающимися.

6.4. Секции направляющих, складывающихся вручную, должны быть сбалансированы.

6.5. Приведение складывающихся направляющих в рабочее состояние должно контролироваться электрическим устройством.

6.6. Платформа подъемная с наклонным перемещением может иметь горизонтальные участки пути.

6.7. Высота подъема и длина пути платформы подъемной с наклонным перемещением не ограничены. На всем пути движения к грузонесущему устройству должен быть возможен доступ обслуживающего персонала и обеспечена возможность в случае необходимости эвакуации пользователя.

6.8. Платформы подъемные с наклонным перемещением, как правило, не имеют ограждения шахты.

6.9. Платформа подъемная с наклонным перемещением может иметь только одно грузонесущее устройство.

6.10. Любые поверхности и предметы, отстоящие от внутренней стороны ограждения платформы или подлокотников кресла на расстоянии 400 мм и менее, должны быть гладкими и без острых кромок.

6.11. На пути движения грузонесущего устройства должен быть обеспечен гарантированный зазор не менее 20,0 мм между конструкцией грузонесущего устройства, поверхностями и предметами, не относящимися к конструкции платформы подъемной.

6.12. Направляющие

6.12.1. Грузонесущее устройство должно перемещаться по металлическим направляющим (металлической направляющей).

6.12.2. Направляющие (направляющая) должны быть установлены таким образом, чтобы была исключена возможность травмирования людей движущимся грузонесущим устройством.

6.12.3. В крайних положениях пути грузонесущего устройства на направляющих должны быть установлены упоры, не позволяющие грузонесущему устройству сойти с направляющих.

6.12.4. Упоры должны быть рассчитаны на удержание грузонесущего устройства с грузом, равным номинальной грузоподъемности, перемещающегося со скоростью 0,3 м/с.

6.13. Ловители и ограничитель скорости

6.13.1. Грузонесущее устройство должно быть оснащено ловителями, которые должны обеспечить его остановку и удержание при движении вниз с грузом, равным номинальной грузоподъемности.

Не требуется оборудовать платформу подъемную с наклонным перемещением ловителями в случаях:

а) использования гидравлического привода прямого действия;

б) при использовании самотормозящегося винтового привода.

6.13.2. Путь торможения грузонесущего устройства при включении ловителей не должен превышать 150 мм.

6.13.3. При включении ловителей пол платформы не должен отклоняться от горизонтального положения более чем на 5°.

6.13.4. Приведение ловителей в рабочее состояние после включения производится только после подъема грузонесущего устройства.

6.13.5. Включение ловителей должно контролироваться электрическим устройством безопасности.

6.13.6. Включение ловителей от ограничителя скорости или от воздействия слабины канатов должно производиться при превышении номинальной скорости до величины не более 0,3 м/с.

6.13.7. Срабатывание ограничителя скорости и (или) ослабление тяговых элементов должно контролироваться электрическим элементом.

6.14. Привод и тяговые органы (элементы)

6.14.1. Платформы подъемные с наклонным перемещением могут оснащаться различными типами приводов при условии выполнения следующих требований.

6.14.1.1. Движение грузонесущего устройства вверх и вниз должно осуществляться за счет усилия, создаваемого приводом, за исключением случаев использования гидравлического привода, при котором движение грузонесущего устройства вниз может осуществляться за счет массы этого устройства и размещенного на нем груза.

6.14.1.2. Обеспечение безопасности пользователей в том числе должно производиться за счет использования соответствующих коэффициентов запаса прочности с учетом воздействия факторов износа и усталости в течение срока службы.

6.14.1.3. Все элементы привода, передающие крутящий момент, должны иметь надежное механическое соединение при помощи шпонок, шлицы, болтовых соединений и т.д.

6.14.1.4. Возникновение слабины тяговых элементов должно контролироваться электрическим элементом.

6.14.1.5. Все типы приводов, за исключением гидропривода, должны быть снабжены электромеханическим тормозом, который должен останавливать и удерживать грузонесущее устройство с грузом, равным номинальной грузоподъемности, в пределах 20 мм хода. Снятие механического тормоза должно происходить только при величине тока двигателя, при которой обеспечивается необходимый момент для удержания грузонесущего устройства.

6.14.1.6. Наложение механического тормоза должно производиться при отключении электродвигателя.

6.14.1.7. Элемент, на который воздействует тормоз, должен иметь механическую связь с выходным звеном привода (канатоведущий шкив, барабан, звездочка и т.п.), если конечное звено не является самотормозящимся.

6.14.1.8. Привод должен быть снабжен устройством, позволяющим в необходимых случаях (аварийная остановка, ремонтные работы и др.) перемещать грузонесущее устройство вручную. Усилие, прилагаемое к устройству при подъеме грузонесущего устройства с грузом, равным номинальной грузоподъемности, не должно быть более 235 Н. При использовании в этих целях штурвала он может быть съемным и не должен содержать спиц.

6.14.1.9. Допустимо использование электромеханического устройства для перемещения грузоподъемного устройства.

6.14.1.10. Во всех случаях должно быть обеспечено исключение возможности неконтролируемого движения грузонесущего устройства в момент его перемещения в ручном режиме.

6.14.1.11. При таком перемещении грузонесущего устройства в ручном режиме должна быть обеспечена защита от срабатывания системы управления платформ подъемных.

6.14.2. Канатный тяговый орган

6.14.2.1. Диаметр тяговых канатов должен быть 5,0 мм и более, при этом расчетный коэффициент запаса прочности должен быть не менее 9. Коэффициент запаса рассчитывается при загрузке грузонесущего устройства номинальным грузом.

6.14.2.2. Спадание канатов с приводных и направляющих элементов должно быть исключено как при рабочих режимах, так и при испытаниях.

6.14.2.3. Число тяговых канатов должно быть не менее двух; канаты должны быть с одинаковыми конструкцией, диаметром и характеристиками.

6.14.2.4. Тяговое усилие должно передаваться непосредственно на шасси грузонесущего устройства.

6.14.2.5. Конструкция платформ подъемных с наклонным перемещением должна обеспечивать автоматическое выравнивание натяжения канатов.

6.14.2.6. Сращивание тяговых канатов не допускается.

6.14.2.7. Барабан при барабанной лебедке должен иметь канавки, радиус которых должен быть больше радиуса каната на +5,0...+7%. Шаг канавок должен оставлять гарантированный зазор между уложенными витками каната, а также между уложенным витком и подходящей к барабану ветвью каната.

6.14.2.8. Глубина канавок должна быть не менее 1,3 диаметра каната. Канат должен укладываться на барабан в один слой.

6.14.2.9. Диаметр барабана должен быть равен не менее 20 диаметрам каната. При нахождении грузонесущего устройства на буферах или нижнем упоре на барабане должно быть не менее 1,5 витка канатов.

6.14.2.10. По краям барабана должны быть выполнены реборды высотой не менее 2 диаметров каната.

6.14.2.11. У лебедки с канатоведущим шкивом должно быть обеспечено сцепление канатов со шкивом, то есть обеспечена возможность передачи силы трением при рабочих испытательных режимах.

6.14.2.12. Диаметр канатоведущего шкива должен быть равен 21 диаметру каната или более при измерении этого шкива по центру рабочего расположения каната в канавке.

6.14.3. Зубчато-реечный привод

6.14.3.1. Шестерни и зубчатые рейки должны выполняться из металла и сохранять в процессе эксплуатации необходимый запас прочности до достижения допустимого износа. Величина допустимого износа должна быть оговорена в сопроводительной документации поставщика.

6.14.3.2. Должно быть обеспечено во всех режимах надежное сцепление пары шестерня - рейка; места стыков элементов, из которых состоит зубчатая рейка, не должны влиять на это зацепление.

6.14.4. Цепной привод

6.14.4.1. Зубчатые колеса (звездочки) должны быть выполнены из металла и иметь не менее 16 зубьев.

6.14.4.2. Во время передачи усилия в зацеплении с тяговой цепью должно быть не менее 8 зубьев и минимальный угол зацепления должен быть не менее 140°.

6.14.4.3. Металлические тяговые цепи должны выбираться с запасом прочности на растяжение не менее 10. Узлы крепления тяговых цепей к конструкции платформ подъемных с наклонным перемещением должны иметь такой же запас прочности. В конструкции платформ подъемных с наклонным перемещением должно быть не менее двух цепей, при этом следует выполнять автоматическое выравнивание тяговых цепей.

6.14.4.4. Должны быть предусмотрены меры, препятствующие заклиниванию выхода цепей из зацепления с зубчатым колесом вследствие их ослабления или неправильного хода.

6.14.5. Винтовой привод

6.14.5.1. Винты и гайки должны выполняться из металла и иметь запас прочности на растяжение не менее 6; устойчивость к изгибу от воздействия грузонесущего устройства с грузом, равным 1,25 номинальной грузоподъемности, должна быть не менее 3.

6.14.5.2. Допускается нанесение на резьбовую часть гайки антифрикционного покрытия.

6.14.5.3. Тормоз должен быть непосредственно связан с элементом, на который передается крутящий момент.

6.14.5.4. Допускается воздействие тормоза грузонесущего устройства на этот элемент через ременную или цепную передачу при его самоторможении с нагрузкой 1,25 номинальной грузоподъемности и удержании в случае прекращения подачи крутящего момента (отключение электропитания двигателя и тормоза).

6.14.5.5. Платформы подъемные с наклонным перемещением с самотормозящим винтовым приводом допускается не оборудовать ловителем и ограничителем скорости при условии установки под рабочей гайкой "аварийной гайки", обеспечивающей удержание грузонесущего устройства с грузом 1,25 номинальной грузоподъемности при разрушении или чрезмерном износе рабочей гайки.

6.14.6. Канатно-шарнирный тяговый орган

6.14.6.1. Шарниры (в виде шаров или другой формы) и их крепление на тяговый канат и сам тяговый канат должны иметь запас прочности не менее 9.

6.14.6.2. Запас прочности шарниров и их крепления на канате рассчитывается исходя из числа шарниров, одновременно находящихся в зацеплении с колесом и передающих крутящий момент.

6.14.6.3. Канатно-шарнирную передачу допускается выполнять с одним канатом.

6.14.7. Подъемный механизм типа "Ножницы"

6.14.7.1. Подъем и опускание грузонесущего устройства механизмом типа "Ножницы" должны производиться от прямого воздействия усилия на этот механизм.

6.14.8. Гидравлический привод

6.14.8.1. Гидропривод должен быть рассчитан на нагрузки, возникающие в рабочих режимах и при подъеме грузонесущего устройства с грузом 1,25 номинальной грузоподъемности, а также в испытательных режимах.

6.14.8.2. При использовании гидравлического привода в конструкции платформ подъемных с наклонным перемещением должно быть предусмотрено устройство, позволяющее опустить грузонесущее устройство на ближайшую посадочную площадку со скоростью перемещения не выше номинальной.

Указанное устройство должно быть самовозвратным, и только при постоянном нажатии на него вручную должно происходить опускание грузонесущего устройства.

6.14.8.3. В гидроцилиндре должно быть предусмотрено устройство, ограничивающее ход подвижных частей (упор, слив рабочей жидкости).

Допускается устройство упора, чтобы не было возможным перемещение грузонесущего устройства выше уровня точной остановки на верхней посадочной площадке.

6.14.8.4. У платформ подъемных с наклонным перемещением с непрямым гидравлическим приводом, у которых возможно ослабление тяговых органов (канатов, цепей и др.), должно быть невозможно перемещение грузонесущего устройства вручную при понижении давления в гидросистеме ниже минимально допустимого.

6.14.8.5. Для подъема грузонесущего устройства в необходимых случаях может быть использован ручной насос при условии оснащения грузонесущего устройства ловителями.

6.15. Грузонесущее устройство в виде платформы

6.15.1. Платформа может быть предназначена для перемещения пользователя в положении стоя, сидя и сидя в кресле-коляске.

Площадь платформы выбирается в зависимости от назначения подъемной платформы с учетом требований доступности для пользователей, но не более 1,15 кв. м.

6.15.2. Для транспортирования пользователя в положении сидя платформа может быть оборудована сиденьем в соответствии с п. 5.9.3.8.

6.15.3. Допускается платформа в откидывающемся исполнении; приведение платформы в рабочее положение должно контролироваться выключателем.

6.15.4. Расстояние пола платформы от пола посадочной площадки на остановках не должно превышать 200 мм.

6.15.5. Платформа должна иметь сплошное ограждение или ограждение в виде барьера. Высота ограждения или высота расположения верхней балки барьера должна быть не менее 900 мм над уровнем пола. Балка барьера может служить поручнем.

Ограждение со стороны направляющей должно быть сплошным высотой не менее 1000 мм от уровня пола.

6.15.6. На ограждении со стороны направляющей должен быть предусмотрен поручень на высоте 900 мм над уровнем пола.

Как минимум, на одной из боковых стенок ограждения платформы должен быть установлен горизонтальный поручень, доступный для пользователя.

Рабочая часть поручня, если она не круглой формы, должна иметь минимальный и максимальный описанный диаметр - 30 и 50 мм соответственно.

При выполнении поручня круглой формы его диаметр должен быть 40 +/- 5 мм.

Поручень не должен загораживать панель управления. Допускается в зоне размещения панели управления делать разрыв поручня.

Зазор между поручнем и стенкой платформы должен быть не менее 40 мм. Поручень должен быть расположен на высоте 900 - 1100 мм над уровнем пола платформы.

6.15.7. В ограждении должен быть предусмотрен входной проем, оснащенный дверью или шлагбаумом, закрытие которых должно контролироваться электрическим элементом.

6.15.8. На платформе должны быть предусмотрены кромки и поверхности безопасности:

а) кромки безопасности сверху и снизу платформы со стороны входного проема, действующие только во время ее движения;

б) поверхность безопасности с нижней стороны платформы в случае, если расстояние между этой стороной и полом посадочной площадки составляет 80 мм и менее;

в) кромки безопасности на узлах платформы, перемещающихся по направляющей (направляющим).

6.16. Грузонесущее устройство в виде кресла

6.16.1. Кресло должно состоять из сиденья, спинки, подлокотников, подножки, ремня безопасности или шлагбаума.

Высота спинки должна быть не менее 300 мм относительно сиденья.

6.16.2. Подножка, которая может быть выполнена в виде опоры или опорной платформы, должна быть убирающейся.

6.16.3. Поверхность подножки должна быть выполнена из материала с повышенным коэффициентом трения (препятствующим скольжению ног).

6.16.4. Подлокотники и сиденье могут быть складывающимися.

6.16.5. Приведение подножки и складывающихся подлокотников и сиденья в рабочее состояние должно контролироваться электрическим устройством безопасности.

6.16.6. На остановках кресло может быть поворотным для обеспечения возможности входа и выхода пользователя.

Приведение кресла в положение, при котором происходит транспортирование пользователя, должно контролироваться электрическим устройством безопасности.

6.16.7. Расстояние от верхней поверхности подножки до уровня посадочной площадки не должно превышать 200 мм.

6.16.8. Перемещение кресла может быть только после приведения шлагбаума в закрытое положение, которое должно контролироваться электрическим устройством безопасности.

6.16.9. На грузонесущем устройстве в виде кресла должны быть предусмотрены кромки и поверхности безопасности:

а) кромки безопасности по верхнему краю подножки, действующие только во время движения;

б) кромка или поверхность безопасности с нижней стороны подножки, если расстояние от этой стороны до уровня посадочной площадки или до поверхности (или выступающих частей), вдоль которой перемещается кресло, составляет 80 мм и менее;

в) кромки безопасности на узлах, перемещающихся по направляющим (направляющей).

6.16.10. Части кресла, с которыми непосредственно могут соприкасаться пользователь или другие люди, не должны иметь острых углов и кромок и должны быть защищены эластичными материалами.