5. Структура и содержание Положения о системах оповещения субъектов Российской Федерации

5. Структура и содержание Положения о системах оповещения

субъектов Российской Федерации

В Положение о системе оповещения населения целесообразно включить следующие разделы:

общие положения;

основные понятия;

состав, основные задачи и характеристики системы оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

порядок оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) во всех установленных режимах функционирования в мирное и в военное время в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах со всех соответствующих пунктов управления;

организация поддержания системы оповещения населения в состоянии готовности;

ответственные подразделения (должностные лица) за организацию оповещения, поддержание в готовности и совершенствование системы оповещения;

организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию;

ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны;

организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения.

5.1 В разделе "Общие положения" приводятся:

общая характеристика системы оповещения населения;

нормативные правовые акты в области организации оповещения, создания, поддержания в готовности и совершенствования системы оповещения населения;

назначение положения о системах оповещения населения;

назначение и задачи реализации мероприятий по созданию, поддержанию в готовности, совершенствованию систем оповещения населения;

уровни систем оповещения населения в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

5.2 В разделе "Основные понятия"

приводятся понятия, определения и назначение в области организации оповещения, создания, поддержания в готовности и совершенствования систем оповещения населения в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) с учетом требований законодательства Российской Федерации.

5.3 В разделе "Состав, основные задачи и характеристики системы оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования)"

перечисляется состав автоматизированных систем оповещения в субъекте Российской Федерации на региональном, муниципальном и объектовом уровне, включая КСЭОН (на муниципальном уровне - соответственно), а также не автоматизированных технических средств оповещения, в том числе взаимодействующих (организаций и подразделений), используемых для оповещения населения;

определяются пункты управления и рабочие места оперативных дежурных служб, с которых обеспечивается управление соответствующей системой оповещения;

указываются подразделения органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, операторов связи, других организаций и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, задействуемых при оповещении населения;

перечисляются пункты управления (конкретные рабочие места оперативных дежурных), с которых осуществляется управление соответствующих систем оповещения различного уровня;

указываются конкретные задачи, выполняемые соответствующей системой оповещения населения с учетом требований законодательства Российской Федерации, МЧС России и субъекта Российской Федерации;

приводится перечень каналов средств массовой информации (федеральных, региональных и местных) аналогового и цифрового эфирного, спутникового, кабельного, проводного теле- и радиовещания, используемых в каждой (на региональном и местном уровнях) системе оповещения и взаимодействующих теле- и радиовещательных компаний (студий). Указывается режим передачи сообщений по указанным каналам (автоматизированный, ручной - дикторами из студий);

перечисляются операторы связи, предоставляющие каналы связи для обеспечения бесперебойного функционирования системы оповещения населения и обеспечивающие их техническую готовность;

указываются ответственные подразделения (должностные лица) за разработку, ответственное хранение и своевременное уточнение заранее подготовленных аудио- и видеосообщений.

Даются нормативные временные характеристики оповещения населения. В частности:

Реальное время, за которое должно обеспечиваться оповещение населения всеми средствами в целом и, в том числе отдельными средствами (сетями):

- электрических и электронных сирен;

- эфирным аналоговым и цифровым телевещанием;

- УКВ-ЧМ (ФМ) радиовещанием;

- проводным радиовещанием;

- уличной звукофикацией;

- кабельным телевидением;

- подвижной радиотелефонной связью;

- мобильными средствами оповещения и т.д.

5.4 В разделе "Порядок оповещения населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования)" во всех установленных режимах функционирования в мирное и в военное время в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах со всех установленных пунктов управления:

перечисляются установленные режимы функционирования подсистемы РСЧС (ГО) субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в мирное и в военное время;

перечисляются режимы работы системы оповещения населения, с учетом режимов функционирования и прогнозируемых чрезвычайных ситуаций;

определяются команды управления, сигналы оповещения и речевые сообщения, необходимые для оповещения органов управления, сил РСЧС и ГО и населения в установленных режимах функционирования;

определяется порядок оповещения населения: условия, очередность и временные параметры задействования сетей - составных частей системы оповещения населения (с учетом п. 3 и п. 5.3), а также порядок передачи сообщений по каналам теле- и радиовещания во всех установленных режимах работы системы оповещения населения. Порядок оповещения населения определяется с учетом требований постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 177 и Положения о системах оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. N 422/90/376;

определяется порядок использования мобильных средств оповещения;

определяются должностные лица, ответственные за принятие решения о задействовании систем оповещения населения и лица их замещающие;

определяются конкретные оперативные дежурные службы, ответственные за непосредственный запуск систем (элементов) оповещения населения;

определяются ответственные подразделения (должностные лица, организации) за разработку и утверждение соответствующих регламентов, инструкций, положений по взаимодействию при подготовке и обеспечении оповещения населения, а также сроки их разработки.

Утверждается и оформляется приложением к Положению схема организации оповещения органов управления, сил РС ЧС и ГО и населения.

5.5 В разделе "Организация поддержания системы оповещения населения в состоянии готовности"

указываются ответственные подразделения (должностные лица) за:

квалификационную подготовку оперативного дежурного состава, отвечающего за задействование системы оповещения населения;

своевременное восстановление технических средств системы оповещения;

организацию и проведение эксплуатационно-технического обслуживания, наличие и качественное состояние ЗИП, поддержание в готовности (своевременный ремонт) и совершенствование технических средств (стационарных и мобильных) системы оповещения с учетом требований Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденного совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. N 877/138/597;

разработку и выполнение план-графиков технических проверок и технического обслуживания системы оповещения;

вопросы сопряжения с системами оповещения населения и совершенствование систем мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

за организацию и проведение проверок, в том числе комплексных, состояния готовности систем оповещения населения;

вопросы защиты информации в системе оповещения населения и обеспечение ее защиты от несанкционированного доступа;

определяется периодичность и порядок проведения проверок состояния готовности систем оповещения населения;

определяется порядок создания запасов мобильных средств оповещения их необходимый объем и сроки хранения.

5.6 В разделе "Организация запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения и порядок поддержания их в готовности к использованию"

указываются ответственные подразделения (должностные лица) за организацию, номенклатуру и определение необходимого объема, своевременное восполнение, поддержание в готовности запасов мобильных технических средств оповещения;

определяются места хранения, порядок проверки технического обслуживания и освежения запасов мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения.

5.7 В разделе "Ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны"

Указывается ответственность за не исполнение действующего законодательства по выполнению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также мероприятий гражданской обороны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 20.6, 20.7).

5.8 В разделе "Организация финансирования мероприятий по поддержанию в готовности и совершенствованию системы оповещения населения"

указывается порядок и источники финансирования создания, поддержания в готовности, совершенствования систем оповещения, создания и содержания запасов средств для систем оповещения всех уровней, возмещение затрат, понесенных организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания, привлекаемыми к обеспечению оповещения, с учетом требований статей 24, 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".