Приложение N 10. Рекомендации по проведению определения уровней воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения

Приложение N 10

к Программе

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, БЕЗОПАСНОСТЬ

И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

1. Цель проведения обследования: получение показателей, характеризующих уровень воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения, включая данные по уровню и локализации загрязнения окружающей среды от транспортных средств на территории поселения, городского округа.

2. Объект обследования: транспортный поток на территории поселения, городского округа, состояние окружающей среды.

3. Методы обследования: натурный, отчетно-статистический, расчетный.

4. Исходные данные:

исходные данные, полученные в соответствии с иными исследованиями Программы;

документация транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог (результаты проведения их диагностики);

статистические данные, характеризующие параметры дорожного движения, нагрузку на окружающую среду от транспортного потока;

результаты ранее выполненных обследований дорог и сооружений;

сведения государственных и муниципальных органов, учреждений по охране окружающей среды, включая природно-климатические, метеорологические данные и сведения об уровнях загрязнения воздуха вблизи автомобильных дорог по результатам наблюдений специализированных лабораторий Росгидромета на территории поселения, городского округа.

5. Процесс обследования

5.1. Фактические и нормативные значения уровня воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения определяются на основании настоящих рекомендаций по обследованию, и (или) инженерно-экологических изысканий, выполняемых в соответствии с требованиями СП 47.13330.2012 <1>, СП 11-102-97 <2>, СП 42.13330.2011 <3>, ГОСТ 32847-2014 <4>.

--------------------------------

<1> СП 47.13330.2012. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96 (утв. приказом Госстроя России от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС).

<2> СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства (одобрен письмом Госстроя России от 10 июля 1997 г. N 9-1-1/69).

<3> СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (утв. приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820).

<4> ГОСТ 32847-2014. Требования к проведению экологических изысканий.

5.2. Исследования уровня воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения рекомендуется осуществлять посредством проведения натурных обследований и расчетным методом по результатам наблюдений специализированных лабораторий Росгидромета на территории поселения, городского округа.

5.3. Натурные обследования уровня воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения осуществляются с определением мест замеров воздействия транспортной инфраструктуры и загрязнения окружающей среды (далее - посты замеров) и последующим проведением замеров концентраций вредных веществ и уровня шума в таких местах специализированными лабораториями (постами наблюдений) Росгидромета.

5.4. Для расчетного метода определения уровня воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения осуществляется на основе данных о составе парка транспортных средств, уровне автомобилизации, использовании транспортных средств и интенсивности движения транспортных средств в поселении, городском округе с последующим расчетом валовых выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств на территории поселения, городского округа (отдельных территорий таких поселений, городских округов, участков дорог) рекомендуется применение программы Copert 4, доступной по ссылке http://emisia.com/products/copert-4.

5.5. По итогам получения экологических показателей, характеризующих уровень воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения осуществляется оценка их отклонений от предельно допустимых значений, указанных в ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Гигиенические нормативы", составляются выходные формы и картографический материал.

5.6. Посты замера при проведении натурных обследований уровня воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения располагаются в непосредственной близости от дороги в соответствии с используемыми методиками измерений <5>, <6>.

--------------------------------

<5> ГОСТ 12.1.016-79. Государственный стандарт Союза ССР. Система стандартов безопасности труда. Воздух рабочей зоны. Требования к методикам измерения концентраций вредных веществ.

<6> РД 52.04.840-2015. Руководящий документ. Применение результатов мониторинга качества атмосферного воздуха, полученных с помощью методов непрерывных измерений (утв. Росгидрометом 29 декабря 2015 г.).

5.7. Замер осуществляется по обе стороны от дороги в начале, в середине и в конце каждой зоны воздействий (условной территории проведения обследования). Ширина зоны воздействия соответствует расстоянию от автомобильной дороги, на котором определятся превышение ПДК. Границей зоны воздействия является линия, параллельная дороге, за которой отсутствует превышение ПДК по любому показателю.

5.8. Уровень воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения рекомендуется отражать в соответствии с формой 10.1 по следующим показателям:

концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе на высоте 1,5 м - CO, NOX, SO2, C (сажа), взвешенные вещества и частицы РМ10 и РМ2.5;

уровень шума на границе дороги, обочины на высоте 1,5 м;

температура, направление ветра, скорость и относительная влажность воздуха (в нескольких точках);

состояние зеленых насаждений, стациально-деструкционные изменения (эрозию, подтопление, заболачивание, ландшафтные нарушения местности) определяют визуально или с использованием фото-, видеосъемки.