4. Создание современной системы распространения музыкального продукта
Подготовку музыкального продукта необходимо соотносить с возможностями его распространения, исходя из задач формирования, развития и удовлетворения потребностей населения в академическом музыкальном искусстве.
Подавляющее большинство филармоний и творческих коллективов в настоящее время находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается существенная дифференциация условий деятельности филармоний регионального подчинения; они различаются по функциям, структуре, содержанию, направлениям и объемам работы, что обусловлено спецификой конкретных территорий, установками учредителей и самих филармоний.
Функционирование филармонического рынка сейчас происходит хаотично, не урегулированы взаимоотношения между субъектами, выполняющими основные функции: исполнителями, агентами, организаторами и концертными залами. Изучение зарубежного опыта показывает, что, как правило, исполнители и их агенты отделены от организаторов мероприятий и концертных залов, выступающих посредниками между ними и зрителями. Вместе с тем, с учетом исторически сложившихся в России форм осуществления концертной деятельности, разделение ответственности за выполнение этих функций может происходить следующим образом:
- в рамках одной организации путем разграничения выполняемых функций с помощью правовых и экономических инструментов и налаживания эффективной системы внутреннего взаимодействия;
- путем распределения всех (или отдельных) функций между разными юридическими лицами.
Переход на новую систему распространения музыкального продукта предполагает выбор каждым регионом одной из моделей организации концертной деятельности:
1. Модернизация существующих филармоний, выполняющих все указанные функции.
2. Выделение одной или ряда функций для передачи другим юридическим лицам.
В первом варианте предусматривается развитие существующей модели филармонии как универсального комплекса, имеющего в своем составе симфонический оркестр и другие творческие коллективы, необходимые для исполнения разных жанров академической музыки, орган, концертные залы (большой и малый), достаточные репетиционные площади.
В этом случае функция филармонии как исполнителя направлена на создание музыкального продукта, управление творческими коллективами, осуществляющими публичное исполнение концертных программ и несущими юридическую и экономическую ответственность по обязательствам, связанным с профессиональной деятельностью; определение условий взаимоотношений творческих коллективов с агентом.
Функция филармонии как агента предусматривает представление творческих и экономических интересов исполнителя при осуществлении его профессиональной деятельности, содействие популяризации, повышению статуса, расширению деятельности исполнителя, решению творческих вопросов и определению экономических условий взаимодействия с исполнителем.
Функция филармонии как концертного зала заключается в регулировании спроса и предложения в соответствии с задачами удовлетворения и формирования потребностей в области академической музыки; создании условий для реализации всех иных функций концертной деятельности.
Функция филармонии как организатора предполагает организацию показа и создание условий для исполнения концертной программы и реализации ее слушателям, финансовое обеспечение показа, привлечение исполнителя в соответствии с репертуарным планом концертного зала и сложившимся спросом.
Для реализации филармонией всех этих функций в ее структуре должны быть созданы отделы творческого и экономического планирования; информации; рекламы, маркетинга и связей с общественностью и другие подразделения.
При второй модели в составе филармонии предполагается сохранение лишь крупных профессиональных коллективов (прежде всего, базового коллектива) или полное отделение от филармонии всех творческих сил, вступающих в договорные отношения с музыкальными агентами. Эта модель основана на усилении и выделении в качестве основной функции концертного зала с резидентными творческими коллективами. Внедрение и распространение данной модели направлено на создание многоуровневой сети концертных залов - от многофункциональных театрально-концертных залов в малых городах до специализированных крупных филармонических залов, соответствующих международным стандартам.
Вторая модель ориентирована на систему организации концертной деятельности, существующую во многих странах мира. Однако переход на такую модель предполагает наличие в регионе определенных предпосылок, в первую очередь, конкуренции при реализации каждой из функций. Так, необходимо создание в субъектах Российской Федерации государственных музыкальных агентств и стимулирование открытия частных агентств, обеспечивающих взаимодействие артистов и концертных площадок.
Выбор и последовательная реализация той или иной модели должны быть обусловлены социокультурными особенностями и экономическим положением региона, спецификой деятельности конкретной концертной организации.
Создание эффективной системы распространения музыкального продукта невозможно без принятия комплекса мер по общественному продвижению академической музыки. Формирование и развитие потребностей населения региона в области академической музыки - одна из главных задач, стоящих сегодня перед государственными органами власти и другими участниками филармонической концертной деятельности.
Системная работа по приобщению населения к академической музыке должна вестись в двух направлениях:
- поднятие престижа академического музыкального искусства;
- использование разнообразных форм и методов музыкального просветительства для различных слоев и возрастных групп населения.
Забота государственных органов управления в сфере культуры о повышении интереса населения к академической музыке должна проявляться в поддержке печатных СМИ, интернет-изданий, телевизионных каналов и новостных порталов, освещающих актуальные события музыкальной жизни в регионе.
Задачу представления академической музыки в СМИ и медиа-пространстве совместно с учредителями должны решать и сами организации, ведущие филармоническую концертную деятельность. Концертным организациям региона следует активизировать работу со СМИ, большее внимание обращать на создание и наполнение собственных сайтов, позволяющих устанавливать прямой контакт со слушателями, а также на продвижение коллективов и солистов в социальных сетях, с помощью специализированных форумов и блогов.
Кроме того, концертным организациям и коллективам необходимо постоянно поддерживать связи с различными образовательными организациями, в том числе детскими музыкальными школами. Нужно практиковать и выезды на площадки образовательных организаций, и приглашение детей в собственный концертный зал.
В деятельности концертных организаций серьезное место должно быть отведено проектам, ориентированным на выполнение просветительской миссии в области академической музыки с использованием таких форм как открытые репетиции, встречи до и после концерта, лекции-презентации, круглые столы, клубы любителей музыки. Особое внимание при этом следует уделять проектам, направленным на поиск инновационных форм и методов приобщения населения к академическому музыкальному искусству.
Важным направлением в последние годы становится создание виртуальных концертных залов для показа концертов академической музыки. Использование возможностей Интернета является для многих жителей единственной возможностью приобщения к высоким образцам академического музыкального искусства, частично компенсирующей существенное сокращение доли академической музыки на телевидении и радио. Посредством создания виртуальных концертных залов филармонии имеют возможность не только обеспечивать показ концертов академической музыки, но и осуществлять просветительские, воспитательные и образовательные функции.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей