4. Создание современной системы распространения музыкального продукта

4. Создание современной системы распространения

музыкального продукта

Подготовку музыкального продукта необходимо соотносить с возможностями его распространения, исходя из задач формирования, развития и удовлетворения потребностей населения в академическом музыкальном искусстве.

Подавляющее большинство филармоний и творческих коллективов в настоящее время находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается существенная дифференциация условий деятельности филармоний регионального подчинения; они различаются по функциям, структуре, содержанию, направлениям и объемам работы, что обусловлено спецификой конкретных территорий, установками учредителей и самих филармоний.

Функционирование филармонического рынка сейчас происходит хаотично, не урегулированы взаимоотношения между субъектами, выполняющими основные функции: исполнителями, агентами, организаторами и концертными залами. Изучение зарубежного опыта показывает, что, как правило, исполнители и их агенты отделены от организаторов мероприятий и концертных залов, выступающих посредниками между ними и зрителями. Вместе с тем, с учетом исторически сложившихся в России форм осуществления концертной деятельности, разделение ответственности за выполнение этих функций может происходить следующим образом:

- в рамках одной организации путем разграничения выполняемых функций с помощью правовых и экономических инструментов и налаживания эффективной системы внутреннего взаимодействия;

- путем распределения всех (или отдельных) функций между разными юридическими лицами.

Переход на новую систему распространения музыкального продукта предполагает выбор каждым регионом одной из моделей организации концертной деятельности:

1. Модернизация существующих филармоний, выполняющих все указанные функции.

2. Выделение одной или ряда функций для передачи другим юридическим лицам.

В первом варианте предусматривается развитие существующей модели филармонии как универсального комплекса, имеющего в своем составе симфонический оркестр и другие творческие коллективы, необходимые для исполнения разных жанров академической музыки, орган, концертные залы (большой и малый), достаточные репетиционные площади.

В этом случае функция филармонии как исполнителя направлена на создание музыкального продукта, управление творческими коллективами, осуществляющими публичное исполнение концертных программ и несущими юридическую и экономическую ответственность по обязательствам, связанным с профессиональной деятельностью; определение условий взаимоотношений творческих коллективов с агентом.

Функция филармонии как агента предусматривает представление творческих и экономических интересов исполнителя при осуществлении его профессиональной деятельности, содействие популяризации, повышению статуса, расширению деятельности исполнителя, решению творческих вопросов и определению экономических условий взаимодействия с исполнителем.

Функция филармонии как концертного зала заключается в регулировании спроса и предложения в соответствии с задачами удовлетворения и формирования потребностей в области академической музыки; создании условий для реализации всех иных функций концертной деятельности.

Функция филармонии как организатора предполагает организацию показа и создание условий для исполнения концертной программы и реализации ее слушателям, финансовое обеспечение показа, привлечение исполнителя в соответствии с репертуарным планом концертного зала и сложившимся спросом.

Для реализации филармонией всех этих функций в ее структуре должны быть созданы отделы творческого и экономического планирования; информации; рекламы, маркетинга и связей с общественностью и другие подразделения.

При второй модели в составе филармонии предполагается сохранение лишь крупных профессиональных коллективов (прежде всего, базового коллектива) или полное отделение от филармонии всех творческих сил, вступающих в договорные отношения с музыкальными агентами. Эта модель основана на усилении и выделении в качестве основной функции концертного зала с резидентными творческими коллективами. Внедрение и распространение данной модели направлено на создание многоуровневой сети концертных залов - от многофункциональных театрально-концертных залов в малых городах до специализированных крупных филармонических залов, соответствующих международным стандартам.

Вторая модель ориентирована на систему организации концертной деятельности, существующую во многих странах мира. Однако переход на такую модель предполагает наличие в регионе определенных предпосылок, в первую очередь, конкуренции при реализации каждой из функций. Так, необходимо создание в субъектах Российской Федерации государственных музыкальных агентств и стимулирование открытия частных агентств, обеспечивающих взаимодействие артистов и концертных площадок.

Выбор и последовательная реализация той или иной модели должны быть обусловлены социокультурными особенностями и экономическим положением региона, спецификой деятельности конкретной концертной организации.

Создание эффективной системы распространения музыкального продукта невозможно без принятия комплекса мер по общественному продвижению академической музыки. Формирование и развитие потребностей населения региона в области академической музыки - одна из главных задач, стоящих сегодня перед государственными органами власти и другими участниками филармонической концертной деятельности.

Системная работа по приобщению населения к академической музыке должна вестись в двух направлениях:

- поднятие престижа академического музыкального искусства;

- использование разнообразных форм и методов музыкального просветительства для различных слоев и возрастных групп населения.

Забота государственных органов управления в сфере культуры о повышении интереса населения к академической музыке должна проявляться в поддержке печатных СМИ, интернет-изданий, телевизионных каналов и новостных порталов, освещающих актуальные события музыкальной жизни в регионе.

Задачу представления академической музыки в СМИ и медиа-пространстве совместно с учредителями должны решать и сами организации, ведущие филармоническую концертную деятельность. Концертным организациям региона следует активизировать работу со СМИ, большее внимание обращать на создание и наполнение собственных сайтов, позволяющих устанавливать прямой контакт со слушателями, а также на продвижение коллективов и солистов в социальных сетях, с помощью специализированных форумов и блогов.

Кроме того, концертным организациям и коллективам необходимо постоянно поддерживать связи с различными образовательными организациями, в том числе детскими музыкальными школами. Нужно практиковать и выезды на площадки образовательных организаций, и приглашение детей в собственный концертный зал.

В деятельности концертных организаций серьезное место должно быть отведено проектам, ориентированным на выполнение просветительской миссии в области академической музыки с использованием таких форм как открытые репетиции, встречи до и после концерта, лекции-презентации, круглые столы, клубы любителей музыки. Особое внимание при этом следует уделять проектам, направленным на поиск инновационных форм и методов приобщения населения к академическому музыкальному искусству.

Важным направлением в последние годы становится создание виртуальных концертных залов для показа концертов академической музыки. Использование возможностей Интернета является для многих жителей единственной возможностью приобщения к высоким образцам академического музыкального искусства, частично компенсирующей существенное сокращение доли академической музыки на телевидении и радио. Посредством создания виртуальных концертных залов филармонии имеют возможность не только обеспечивать показ концертов академической музыки, но и осуществлять просветительские, воспитательные и образовательные функции.