2. Развитие сети концертных организаций и коллективов

Основными звеньями региональной системы организации концертной деятельности в области академической музыки являются филармонии и самостоятельные филармонические коллективы.

На филармонии приходится около 60% всех концертов академической музыки, проводимых в стране. Как правило, они представляют собой универсальный комплекс, имеющий в своем составе штатных исполнителей (солистов и коллективы различных жанров) и располагающий концертными площадками.

Помимо коллективов, входящих в структуру концертных организаций (филармоний), существует значительное количество самостоятельных филармонических коллективов (далее - творческие коллективы). К филармоническим коллективам относятся: симфонические оркестры, камерные оркестры и ансамбли, оркестры народных инструментов, хоровые коллективы, ансамбли песни и танца, ансамбли танца, хореографические коллективы, духовые оркестры, народные хоры, прочие филармонические коллективы.

Особый вид концертной организации представляют, пока еще малочисленные, самостоятельные филармонические концертные залы с правами юридического лица.

По форме собственности подавляющее большинство концертных организаций и творческих коллективов являются государственными (федеральными или региональными) и муниципальными. Государственные и муниципальные концертные организации и коллективы функционируют исключительно в виде некоммерческих организаций в организационно-правовой форме учреждения - бюджетного или автономного.

Кроме того, в настоящее время существуют частные концертные организации и коллективы, музыкальные агентства, занимающиеся организацией гастролей филармонических коллективов и солистов. Частные структуры создаются в виде, как коммерческих, так и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм. Они должны занимать свою нишу в концертно-филармонической сфере, однако на сегодняшний день не способны составить реальную конкуренцию государственному сектору. Количество проводимых частными организациями концертов незначительно, что не позволяет им оказывать заметное влияние на сохранение и развитие академического музыкального искусства в регионах страны. Однако без деятельности частных концертных структур полноценное развитие музыкального рынка невозможно.

Объектом системной государственной поддержки должны, в первую очередь, выступать государственные и муниципальные концертные организации и творческие коллективы. Тем не менее, необходимо разрабатывать эффективные механизмы государственной поддержки независимых концертных образований, содействовать возможным формам их взаимодействия с государственными (муниципальными) концертными организациями и коллективами.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 5. Услуги концертных организаций, а не п. 7.

Разработка предложений по развитию сети концертных организаций и коллективов должна основываться на анализе ее современного состояния. Обеспеченность населения региона (города) профессиональными концертными организациями и коллективами можно определить путем сопоставления фактически сложившейся сети с нормативными значениями. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (с изменениями от 14 июля 2001 г., 13 июля 2007 г.) одобрены социальные нормативы и нормы, включающие раздел "Культура" (п. 7. Услуги концертных организаций). Однако данные нормативы и нормы содержат только показатели обеспеченности зрительскими местами в концертных залах и филармониях, что не дает возможности их использования при планировании сетевых единиц. Преодолеть ограниченность такого подход позволяют Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры (распоряжение Минкультуры России от 27 июля 2016 г. N Р-948). В указанном документе установлена минимальная нормативная потребность регионов в профессиональных концертных организациях и коллективах:

- в административных центрах субъектов Российской Федерации с населением от 500 тысяч человек - 2 концертных зала, филармония, 2 творческих коллектива;

- в административных центрах субъектов Российской Федерации с населением до 500 тысяч человек - концертный зал, филармония и 2 творческих коллектива;

- в городском округе - концертный зал (независимо от численности населения) и 1 творческий коллектив;

- в городском поселении - 1 творческий коллектив.

При этом состав концертных организаций и коллективов не ограничен по формам собственности, частные концертные структуры должны быть учтены наряду с государственными и муниципальными.

Оба вышеназванных документа носят для регионов рекомендательный характер и могут быть использованы в качестве ориентира. С учетом сложившихся культурных традиций, демографической ситуации, финансовых возможностей бюджета региону нужно утвердить собственные социальные нормативы и нормы, в том числе в концертном деле.

При планировании количества профессиональных творческих коллективов следует руководствоваться следующими критериями.

1. Представление разных жанров академической музыки.

Многие региональные филармонии имеют в своем составе один коллектив или вообще не располагают коллективами академического музыкального искусства, в том числе симфоническими оркестрами. В целях развития жанров академической музыки и приобщения к ней максимального числа слушателей целесообразно наличие в каждой концертной организации (филармонии, концертном зале) базового творческого коллектива, программам которого нужно отводить до половины репертуарной афиши. Благодаря репертуару, охватывающему большую часть мирового музыкального наследия, наиболее эффективно функцию базового коллектива может выполнять симфонический оркестр. При отсутствии симфонического оркестра выполнение функции базового коллектива могут частично взять на себя другие крупные творческие составы: хоровая капелла, академический оркестр народных инструментов, камерный оркестр. Наряду с базовыми коллективами, важную роль призваны играть выездные творческие коллективы, основная доля концертов которых проходит на выезде. Исторически роль основного выездного творческого коллектива, служащего средством культурной идентификации региона, выполняют академические народные хоры и ансамбли песни и танца. Их репертуар ограничен определенным количеством наименований, а работа по созданию музыкального продукта предполагает, прежде всего, сохранение традиций и высокого художественного уровня коллектива.

В целях эффективного использования создаваемых творческих составов следует предварительно изучить, какого жанра и сколько коллективов необходимо для удовлетворения потребностей населения региона в академическом музыкальном искусстве.

2. Обеспечение высокого профессионального уровня творческих коллективов.

Профессиональные творческие коллективы необходимо создавать, исходя из требований к составам артистов и критериев их исполнительского мастерства. Основными индикаторами профессионального уровня симфонических оркестров служат количество и качество исполняемых программ. Важнейшим показателем качества для базового коллектива является наличие новых программ, дающих возможность регулярных выступлений перед аудиторией, состоящей из ограниченного количества слушателей. Для выездных коллективов основным показателем служит количество гастролей и показов концертных программ на выезде. Академические народные коллективы следует отличать от ансамблей народно-эстрадного жанра, в большом количестве появившихся в 1990-е годы и не отвечающих профессиональным критериям академического искусства.

Достижение высокого художественного уровня предполагает не только укомплектованность коллективов квалифицированными кадрами, но и постоянное совершенствование профессиональных навыков исполнителей. Репетиционная работа является важнейшей составляющей творческого процесса. Регулярное проведение коллективных и индивидуальных репетиций формирует определенную манеру игры в коллективе, придающую ему уникальность и художественную значимость.

Наряду с развитием сети профессиональных творческих коллективов необходимо принятие мер по развитию любительских коллективных форм творческой деятельности населения. В этой связи следует стимулировать создание и поддержку деятельности любительских творческих коллективов (хоров, вокальных и инструментальных ансамблей, камерных, духовых, народных и симфонических оркестров), предусматривать проведение смотров и конкурсов этих коллективов.