Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Статья 7. КЛАССИЧЕСКОЕ СКОРОСТНОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ - ФИГУРНОЕ ВОЖДЕНИЕ ("КЛАССИКА")

7.1. Общие положения

Классическое скоростное маневрирование (далее - "классика") - вид программы на точность скоростного преодоления трассы, оборудованной фигурами определенной конфигурации и размеров, в котором Водители выполняют упражнения различной сложности. Фигуры имитируют дорожные условия в сконцентрированном виде.

7.2. Требования к трассе:

7.2.1. Расположение фигур на трассе, а также перечень упражнений и последовательность их выполнения определяются Организатором соревнований и указываются в РС или определяются жеребьевкой накануне соревнований, что также оговаривается в РС. При этом, упражнение "стоп" всегда должно быть последним.

7.2.2. Расстояние между фигурами и их взаимное расположение устанавливаются в зависимости от конфигурации и размеров площадки.

7.2.3. Фигуры обозначаются стойками и фишками. Стойки в фигурах устанавливаются через 1 м.

7.3. Фигуры трассы

Трасса включает в себя фигуры со стандартным комплексом упражнений на них:

- "эстафета";

- "круг" или/и "крест";

- "стоянка";

- "колея";

- "бокс";

- "пеньки";

- "змейка";

- "габаритные ворота";

- линия "стоп" (финиш).

Для обеспечения безопасности в схему вида могут быть включены дополнительные ограничители, при этом пенализация за их падение или сдвиг оговаривается в РС.

7.4. Описание фигур

7.4.1. "Эстафета" - это жесткое кольцо диаметром 200 мм из прутка диаметром сечения 5 - 10 мм, надеваемое на горизонтальный кронштейн вертикальной стойки, установленной на устойчивой подставке. Высота кронштейна должна соответствовать середине оконного проема двери автомобиля.

Различаются два вида "эстафеты":

- "Эстафета круговая", при выполнении которой Водитель должен снять кольцо и объехать эстафетную стойку (по полной окружности), затем вновь надеть кольцо на тот же кронштейн. Допускается надевать кольцо на кронштейн через верхний конец стойки.

- "Эстафета линейная" отличается от круговой тем, что устанавливаются две эстафетные стойки с расстоянием между ними не менее 15 м.

Водитель должен снять кольцо ("эстафету") с первой (по ходу автомобиля) стойки и повесить его на кронштейн второй стойки.

Возможна "эстафета линейная" с установкой одной стойки. Водитель в этом случае должен снять со стойки кольцо и повесить его на прежнее место после выполнения других упражнений, оговариваемых в РС.

7.4.2. "Круг" - две концентрические окружности, обозначенные ограничителями, образующие кольцевую проезжую часть, въезд на которую и выезд из которой осуществляется через ворота во внешней окружности.

Водитель должен въехать через ворота на проезжую часть "круга", проехать по "кругу" и вывести автомобиль за створ ворот, не задев ограничителей.

Если РС не заданы другие варианты, то фигуру "круг" Водители проходят сначала передним ходом по часовой стрелке, а затем - задним ходом против часовой стрелки. Каждое упражнение на фигуре является самостоятельным.

7.4.3. "Крест" - аналог фигуры "круг", обозначенный ограничителями, расположенными на условных окружностях по концам двух взаимно перпендикулярных диаметров. Поле между ограничителями условных окружностей является проезжей частью фигуры. Порядок въезда в фигуру и выезда из нее оговаривается в РС.

7.4.4. "Стоянка" - прямоугольник, обозначенный ограничителями с трех сторон, одна широкая сторона открыта и обозначена на поверхности площадки линией шириной 3 см. Ширина этой линии откладывается наружу от теоретического размера фигуры.

Водитель должен через открытую сторону фигуры поставить автомобиль так, чтобы в момент остановки автомобиля ни одна его деталь (кроме зеркала и фаркопа) не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль, не задев ограничителей.

Упражнения: постановка автомобиля на фигуре правым или левым бортом, задним или передним ходом.

Если в РС не оговорен вариант выполнения упражнения, въезд на "стоянку" разрешается любой стороной при любом направлении движения (задним или передним ходом).

7.4.5. "Бокс" - прямоугольник, обозначенный ограничителями с трех сторон; одна узкая сторона открыта.

Водитель должен поставить автомобиль так, чтобы с открытой стороны ни одна его деталь (кроме зеркала и фаркопа) не выходила за периметр фигуры, а затем вывести автомобиль из фигуры, не задев ограничителей.

Упражнения: въезд в "бокс" задним и передним ходом. Если в РС не оговорен вариант выполнения упражнений, принимается въезд в "бокс" задним ходом.

7.4.6. "Колея" - две пары брусков (фишек), образующие проезд для колес одной стороны автомобиля.

Фишка для колеи имеет ширину не менее 8 см и длину 16 см. Торец бруска, направленный в сторону проезда, срезан под углом 30 градусов к вертикали.

Водитель должен провести автомобиль так, чтобы передние и задние колеса одной стороны автомобиля прошли между фишками, не задев их.

Упражнения: проезд "колеи" правыми или левыми колесами автомобиля, передним и задним ходом. Если в РС не оговорены варианты выполнения упражнений, то проезд "колеи" разрешается любой стороной.

При разметке фигуры на площадке наносятся пятна, повторяющие очертания основания фишек, но так, чтобы после установки этих фишек краска не была видна (накрашенные участки полностью накрываются фишками). Задевание и смещение фишки определяется появлением полоски краски из-под нее.

7.4.7. "Пеньки" - два пенька (фишки), установленные вертикально на расстоянии друг от друга, приблизительно равном базе автомобиля. Фишки-пеньки представляют собой цилиндры (допускается также прямоугольное сечение пеньков) высотой, определяемой наименьшим дорожным просветом автомобиля согласно его технической характеристике. Высота "пеньков" по фактическому просвету допускается, если все водители выступают на одном автомобиле. Диаметр цилиндров (или ширина стороны прямоугольников) должен быть в пределах 0,5 - 0,6 их высоты. Расстояние между пеньками оговаривается в РС.

Если в РС не оговорен вариант выполнения упражнения, то проезд над стоящими пеньками осуществляется передним ходом.

7.4.8. "Змейка" - не менее пяти ограничителей (стоек), установленных по прямой линии с одинаковыми интервалами, что образует четыре проезда.

Водитель должен последовательно проехать все проезды, полностью выехав за ось крайнего проезда, не задев ограничителей.

Упражнения: проезд "змейки" передним и задним ходом.

Если в РС не оговорена последовательность выполнения упражнений, то они выполняются сначала передним, а затем - задним ходом.

7.4.9. "Габаритные ворота" - две пары консолей, установленные горизонтально по высоте наибольшей габаритной ширины автомобиля. Консоли - жесткие стержни, установленные подвижно в горизонтальной плоскости на вертикальных стойках.

Для контроля проезда ширина ворот должна обозначаться на поверхности площадки метками, являющимися проекцией свободных концов горизонтальных консолей. Допускается для этой цели основания стоек "Ворот" четко очерчивать на площадке по их периметру.

Размер мягких наконечников, если таковые применяются для предохранения от царапин лакокрасочных покрытий автомобиля, входит в зачетный габарит.

Упражнения: проезд "ворот", не задев ограничителей, передним и задним ходом.

Если в РС не указана последовательность прохождения "ворот", то сначала выполняются упражнения передним ходом, затем - задним.

7.4.10. "Стоп" - линия длиной 3 м и шириной 15 см, нанесенная на поверхность площадки перпендикулярно зачетному направлению движения. В одном метре перед линией "стоп" параллельно ей наносится линия, ограничивающая зону фигуры.

Водитель должен, двигаясь безостановочно от первой линии, так поставить автомобиль, чтобы в контакте с линией "стоп" оказались оба колеса, обусловленные как зачетные.

При этом финишем считается тот момент, когда наиболее выступающая по направлению движения точка автомобиля пересекает вертикальную плоскость, проходящую через линию финиша при условии, что Водитель находится в автомобиле. Водитель после фиксации финиша продолжает вести автомобиль для выполнения упражнения "стоп". При фиксации остановки автомобиля Водитель не должен снимать ногу с педали тормоза до разрешения судьи на финише.

Упражнения: остановка передними колесами автомобиля после движения передним ходом и задним ходом.

Контакт колеса автомобиля с линией "стоп" не обязательно должен быть по всей ширине шины.

7.5. Порядок старта и движение по трассе. Особенности выполнения фигур. Пенализация.

7.5.1. Старт только индивидуальный, с места, при работающем двигателе. В РС может быть оговорен старт при неработающем двигателе.

7.5.2. При старте автомобиль к моменту подачи стартовой команды должен быть неподвижен. При этом передние колеса автомобиля должны иметь контакт с линией старта или быть сзади нее на любом расстоянии. При хронометраже с помощью автоматически регистрирующих приборов автомобиль устанавливается так, чтобы те части их, которые включают механизм засечки времени, не доходили до линии старта не более чем на 10 см. Водитель в момент подачи стартовой команды должен находиться в автомобиле.

7.5.3. На трассе должен находиться только один автомобиль (на траектории движения не должно находиться других автомобилей).

7.5.4. Между фигурами и внутри фигур допускается любое маневрирование, кроме остановок в метровой зоне фигуры "стоп".

7.5.5. При наличии параллельных трасс порядок их использования определяется жребием, если иное не указано в РС.

7.5.6. Водитель на трассе имеет право пользоваться приемами, общепринятыми у водителей: смотреть назад как через заднее стекло, так и через окно левой двери при опущенном стекле, а также выглядывать через окно этой двери.

7.5.7. Открытие двери легкового автомобиля на трассе недопустимо и, в случае преднамеренности, Водитель получает пенализацию.

7.5.8. Принудительная остановка автомобиля на трассе судьями допускается только в случае возникновения опасности для окружающих и (или) для самого участника, а также при превышении контрольного времени.

7.5.9. Если водитель допустил отклонение от схемы трассы, но вернулся к исходной точке, с которой начал делать ошибки, и далее закончил прохождение трассы без отклонений от ее схемы, он получает зачет наравне со всеми. При этом упражнения, выполненные дважды, фиксируются дважды и в судейском протоколе.

7.5.10. Упражнения, выполняемые на одной и той же фигуре передним и задним ходом, являются самостоятельными.

7.5.11. Задевание ограничителя означает задевание его стержня Водителем или его автомобилем. Задевание колесами автомобиля основания ограничителя (стойки) не пенализируется.

7.5.12. Посторонняя помощь Водителю в движении по трассе, а также при ремонте на трассе его автомобиля запрещается и влечет за собой исключение из зачета. При этом посторонней помощью считается выполнение каких-либо действий непосредственно с автомобилем любым лицом, не являющимся членом судейской коллегии соревнования при исполнении своих обязанностей.

Не считается посторонней помощь, оказанная при выводе автомобиля из аварийного положения или при освобождении от него трассы для обеспечения безопасности других участников. Для освобождения трассы Главный судья (или КСК) вправе оказать помощь в принудительном порядке.

7.5.13. Дополнительное оборудование автомобиля (зеркало, фаркоп, колесные фартуки и т.п.) при определении габаритов последнего не учитываются, однако, задевание ими ограничителей или фишек при выполнении упражнения засчитываются как ошибка и пенализируется в общем порядке.

7.5.14. За задевание ограничителей, в том числе и фигуры, на которой в данный момент упражнение не выполнялось, Водителю начисляется пенализация.

7.5.15. Задевание одного и того же ограничителя несколько раз в процессе выполнения одного упражнения считается одним задеванием.

7.5.16. Окончанием выполнения упражнения считается момент начала выполнения следующего упражнения.

7.5.17. Вход-выход фигуры "колея" считается по продольной оси фигуры.

7.5.18. В фигуре "стоп" остановка в метровой зоне фигуры или за линией "стоп", а также отсутствие контакта с линией "стоп" хотя бы одного из двух зачетных колес пенализируется.

В неявных случаях проверка наличия контакта колеса с линией "стоп" проводится путем подкладывания под колесо тонкой пластины (например, бумажного листа) с ровной кромкой, располагаемой параллельно длинной стороне линии. Отсутствие за кромкой пластины цветной полосы разметки означает отсутствие контакта колеса с линией "стоп".

7.5.19. В фигурах "стоянка" и "бокс", помимо задевания стоек, пенализируется и неполный заезд автомобиля, т.е. если проекция хотя бы одной детали автомобиля выходит за периметр фигуры.

7.5.20. Рекомендуемая пенализация (другие варианты оговариваются в РС):

по 5 секунд за:

- фальстарт;

- падение или сдвиг ограничителя в фигурах "бокс", "стоянка", "круг", "колея";

- задевание кронштейна в фигуре "ворота".

по 10 секунд за:

- падение или сдвиг ограничителя в фигурах "крест", "змейка" и пеньков в фигуре "пеньки";

- падение или сдвиг ограничителя фигуры, на которой в данный момент упражнение не выполняется;

- падение стойки в фигуре "ворота", кольца или стойки в фигуре "эстафета".

по 20 секунд за:

- неполный заезд (или выезд) в фигурах "бокс", "стоянка", "змейка", "круг";

- нарушение условий финиширования (в фигуре "стоп");

- проезд над всеми фишками фигуры "колея" без задевания их;

- проезд, при котором хотя бы одна ближняя или дальняя пара фишек фигуры "колея" (по ходу автомобиля) оказалась с внешней стороны колес проходящего по фигуре автомобиля;

- преднамеренное открытие двери автомобиля при прохождении трассы.

7.5.21. Рекомендуемые условия исключения водителей из зачета, другие варианты оговариваются в РС (см. п. 2.12):

- превышение контрольного времени;

- изменение последовательности и правильности выполнения упражнений, пропуск их (нарушение схемы движения по трассе);

- задевание более 3 ограничителей в одном упражнении;

- выезд (или въезд) из фигуры не через ее регламентируемый для данного упражнения вход-выход;

- неснятое кольцо в фигуре "эстафета" или невыполненный объезд эстафетной стойки;

- если хотя бы одна из фишек фигуры "пеньки" осталась вне колес автомобиля (проезд по диагонали или поперек);

- если ни одно из колес автомобиля не вошло в проекцию фигуры, на которой выполняется упражнение;

- сквозной проезд к следующей по схеме фигуре через другие фигуры;

- уклонение от проезда по всей территории фигуры;

- посторонняя помощь на трассе;

- использование Водителем рации или других переговорных устройств.

7.6. Особенности проведения "классики" по варианту "Б"

- На выполнение каждого упражнения Водителю дается две попытки, а также право на невыполнение одного упражнения. В упражнении "стоп" вторая попытка не предоставляется;

- После правильного выполнения упражнения судья, стоящий в прямой видимости от Водителя, который обязан следить за жестами судьи, поднимает зеленый флаг, а другие судьи на трассе дублируют этот сигнал, также поднимая зеленый флаг;

Примечание: В дальнейшем изложении о дублировании сигналов судьи на фигуре упоминаться не будет, но будет иметься в виду, что все сигналы судьи другие судьи дублируют. При этом флаги не опускаются до начала выполнения Водителем следующего упражнения.

- Окончанием попытки считается полный выезд автомобиля за пределы фигуры;

- При неудачной попытке судья на фигуре сразу же после обнаружения погрешности в выполнении упражнения поднимает желтый флаг, после чего Водитель выезжает из фигуры (в любую сторону, но через вход-выход фигуры, вне зависимости от требуемого направления движения по фигуре), объезжает штрафную стойку и делает вторую попытку выполнения упражнения;

- При безошибочной второй попытке судья поднимает зеленый флаг, тем самым, разрешая перейти к выполнению следующего упражнения;

- При совершении ошибки во второй попытке судья поднимает одновременно зеленый и желтый флаги (упражнение не засчитывается, но разрешается приступить к следующему упражнению, если это - первое незачтенное упражнение). Если это невыполненное упражнение - второе, водитель исключается из зачета и кратчайшим путем выезжает из фигуры, освобождая трассу;

- Допускается также работа судей только с желтыми флагами, поднимая их вверх только в случае фиксации ошибки. Исключение составляет окончание первых упражнений перед началом вторых на одной фигуре (движение передним и задним ходом) в фигурах "круг", "колея", "змейка", "ворота". В этих случаях судья поднимает желтый флаг не выше горизонтали, подтверждая выполнение упражнения;

- Попытка выполнения Водителем не засчитывается, если не соблюдено хотя бы одно условие правильного его выполнения;

- Задевание любой штрафной стойки, в том числе финишной (в случае их установки), ведет к исключению водители из зачета (п. 2.12).