Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

13.14.8.10. Штопоры

13.14.8.10. Штопоры.

Все штопоры начинаются и заканчиваются горизонтальными линиями. Для выполнения штопора модель должна "сорваться". При входе в штопор модель летит в горизонтальном полете с увеличивающимся углом атаки по мере снижения скорости. Снос модели ветром в этот момент не снижает оценки, т.к. модель находится в состоянии, близком к срывному. Однако заметное изменение горизонтального курсового направления оси фюзеляжа приводит к снижению оценки по правилу минус 1 балл/15 градусов. Отклонение траектории полета в вертикальной плоскости (в частности, набор высоты) перед входом в штопор при увеличении угла атаки приводит к снижению оценки по правилу 1 балл/15 градусов. Нос модели должен опуститься, когда модель "сваливается". Одновременно с опусканием носа должно опуститься и то крыло, в сторону которого будет вращение штопора. Снос модели при выполнении штопора не приводит к снижению оценки, т.к. модель находится в "срывном" состоянии, необходимо обеспечить только нахождение модели в полетной зоне.

Если модель не "свалилась" или вошла в штопор штопорной бочкой или спиральным снижением, оценка "0". Если модель "соскальзывает" в штопор (плохо выраженное начало вращения после сваливания), оценка снижается по правилу 1 балл/15 градусов. Силовой ввод модели в штопор в направлении, противоположном первоначальному сваливанию, приводит к серьезному снижению оценки. Силовой ввод модели в штопор с большого угла атаки дачей руля высоты вниз (или вверх) снижает оценку на 4 - 5 баллов. Судьи должны внимательно смотреть за моментом "сваливания", которое необязательно происходит при полной остановке модели, особенно в безветренную погоду. Это не причина для снижения оценки.

После заданного числа витков штопора, остановка вращения оценивается так же, как завершение бочки, т.е. по правилу 1 балл/15 градусов отклонения от заданного направления при выходе из вращения. Штопорное вращение должно быть остановлено в положении параллельно полетной линии. "Разгрузка", или прекращение штопорения раньше и докрутка модели элеронами до заданного курса, оценивается по правилу 1 балл/15 градусов

После остановки вращения должно быть вертикальное снижение по прямой линии отчетливо видимой длины. Прямой или обратный выход в горизонталь оценивается как часть петли, и если далее следует сделать часть бочки (для поправки модели), необходимо отделить ее прямой линией. Различные модели штопорят в различном положении, и особенности положения модели при штопоре не влияют на оценку, пока модель находится в неуправляемом штопорном режиме. Любые реверсы при штопорении должны быть немедленными, и если модель возвращается в управляемое положение при смене направления штопорения, оценка серьезно понижается. Скорость вращения при реверсивном штопоре может немного отличаться, без снижения оценки, но если разница большая, оценка снижается на 1 балл.