МЧС России 20.04.2018 утверждены Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подразделов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.1. ДОКЛАД ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Надзорными органами МЧС России в первом полугодии 2017 г. в области гражданской обороны запланировано 1145 проверок (2016 г. - 1232, уменьшение на 7,1%).

Проверки, предусмотренные планом плановых проверок на текущий период, проведены в полном объеме.

Всего проведено 1939 проверок (2016 г. - 2406, уменьшение на 19,4%), из них:

1145 - плановых (2016 г. - 1206, уменьшение на 5,0%);

794 - внеплановых (2016 г. - 1200, уменьшение на 33,8%).

Внеплановые проверки проводились в соответствии со следующими основаниями:

по проверке исполнения ранее выданных предписаний - 774 проверки;

по заявлениям и обращениям граждан, организаций и органов власти, информации из СМИ - 15 проверок;

по требованиям органов прокуратуры - 1 проверка.

Предписания по результатам проверок в области гражданской обороны судами и вышестоящими должностными лицами не отменялись.

По результатам надзорных мероприятий вручено 956 предписаний по устранению выявленных нарушений требований законодательства в области гражданской обороны (2016 г. - 1105, уменьшение на 13,5%).

В ходе проведенных проверок выявлено 8850 нарушений в области гражданской обороны (2016 г. - 9683, уменьшение на 8,6%), из них:

5720 - по результатам плановых проверок (2016 г. - 6187, уменьшение на 7,5%);

3130 - по результатам внеплановых проверок (2016 г. - 3506, уменьшение на 8,6%).

Типовыми и массовыми нарушениями обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявляемыми в 2017 году должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора в области гражданской обороны, стали:

1. Вопросы создания, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств:

не в полной мере создаются в целях гражданской обороны запасы средств;

сотрудники организаций не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), медицинскими аптечками, коллективными аптечками;

отсутствие условий и мест для хранения запасов.

2. Вопросы укрытия наибольшей работающей смены предприятий и населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее - ЗСГО),

отсутствие ЗСГО при наличии его потребности;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций и населения, в ЗСГО, не имеющих статус ЗСГО (по факту - заглубленные помещения, на которые отсутствует паспорт ЗСГО);

отсутствие договоров с подрядчиками на строительство быстровозводимых ЗСГО, либо самих ЗСГО;

укрытие работников наибольшей работающей смены организаций, населения в ЗСГО, не готовых к приему укрываемых.

3. Вопросы содержания ЗСГО:

нарушение эксплуатации ЗСГО в мирное время;

нарушение сохранности и технической готовности конструкций и оборудования ЗСГО;

отсутствие комплексной оценки технического состояния защитных сооружений гражданской обороны.

4. Вопросы подготовки руководителей, сотрудников органов власти и организаций, населения в области гражданской обороны:

нарушение сроков обучения в области гражданской обороны должностных лиц и работников гражданской обороны, впервые назначенных на должность (в течение первого года работы);

нарушение сроков повышения квалификации;

не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки сотрудников в области гражданской обороны.

Средний показатель по Российской Федерации в части устранения нарушений требований и мероприятий в области гражданской обороны составил 66,45% (2016 г. - 71,8%, уменьшение на 5,35%).

По результатам надзорных мероприятий в соответствии Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) составлено 1157 протоколов об административных правонарушениях (2016 г. - 1268, уменьшение на 8,7%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ (невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны) - 679 протоколов (2016 г. - 655, увеличение на 3,6%), 471 протокол в отношении должностных лиц (2016 г. - 458, увеличение на 2,8%) и 208 протокол в отношении юридических лиц (2016 г. - 197, увеличение на 5,6%).

К административной ответственности в виде наложения штрафа в соответствии с КоАП РФ привлечено 574 лица (2016 г. - 640, уменьшение на 10,3%), в том числе:

по ст. 20.7 КоАП РФ - привлечено 319 лица (2016 г. - 305, увеличение на 4,6%), 238 должностных лица (2016 г. - 235, увеличение на 1,3%) и 81 юридическое лицо (2016 г. - 197, уменьшение на 15,7%).

Всего сумма наложенных штрафов составила 4501,190 тыс. руб. (2016 г. - 7426,1 тыс. руб., уменьшение на 39,4%), из них:

на должностных лиц - 1115,748 тыс. руб. (2016 г. - 1924,1 тыс. руб., уменьшение на 42%);

на юридических лиц - 3385,442 тыс. руб. (2016 г. - 5502,0 тыс. руб., уменьшение на 38,5%).

Количество постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях составило 84 (2016 г. - 60, увеличение на 40,0%), из них:

по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ - 33 постановления (2016 г. - 19, увеличение на 73,6%);

по статье 20.7 КоАП РФ - 51 постановлений (2016 г. - 41, увеличение на 24,4%).

В 2017 году в надзорные органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны, поступило 17 представлений прокуратуры об устранении нарушений требований действующего законодательства при осуществлении надзора в области гражданской обороны (2016 г. - 3, увеличение в 5,6 р.).

В нижеприведенной таблице 3 представлены обобщенные сведения анализа правоприменительной практики и наиболее часто задаваемые вопросы подконтрольных субъектов при организации и осуществления государственного надзора в области гражданской обороны.

Проведение иных контрольных мероприятий в данном виде надзора, в соответствии с действующим законодательством не предусмотрено.