МЧС России 20.04.2018 утверждены Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год.

2.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований

2.4. Доклад с руководством по соблюдению

обязательных требований

В соответствии с рядом законодательных и иных нормативных правовых актов приказом МЧС России от 07.12.2016 N 665 внесены изменения в Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, утвержденный приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Правительства РФ N 323 от 14.06.2016, а не от 18.04.2016.

В Административный регламент по надзору в области гражданской обороны включены положения, предусматривающие осуществление межведомственного информационного взаимодействия надзорных органов с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления сведений, необходимых для осуществления государственных функций, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 323, а также порядок формирования и ведения единого реестра проверок при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны, регламентируемый постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415.

Кроме того, согласно Федеральным законам от 23.06.2016 N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" и от 03.07.2016 N 277-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" учтены положения об организации и проведении мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в области гражданской обороны.

Одновременно, в субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 245) и от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля" государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

В этой связи, внесены соответствующие изменения в Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305.

Указанным Положением предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, а также критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска.

Так, плановые проверки в области гражданской обороны осуществляются исключительно в отношении следующих категорий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

организаций, эксплуатирующих критически важные объекты;

организаций, эксплуатирующих потенциально опасных объекты;

организаций оборонно-промышленного комплекса;

организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

организаций, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

В истекшем году ряд нормативных правовых актов приведен в соответствии с действующим законодательством о гражданской обороне, и тем самым конкретизированы обязательные требования в области гражданской обороны.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2016 N 1041) уточнено, что определение количества подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается в соответствии с Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций (приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций").

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств" (в редакции постановления Правительства РФ от 07.02.2017 N 143):

конкретизированы запасы медицинских средств;

уточнено, что запасы создаются в том числе для оснащения нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденными МЧС России;

определено, что в зависимости от целей применения запасы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (в редакции приказа МЧС России от 01.08.2016 N 414) определен порядок эксплуатации убежищ, используемых в качестве противорадиационных укрытий или укрытий.

Приказом МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (в редакции приказа МЧС России от 01.08.2016 N 415):

расширен перечень создаваемых по решению органов местного самоуправления (организаций) спасательных служб (коммунально-техническая);

определен перечень организаций, создающих противопожарные формирования, а также осуществляющих планирование их действий и организацию взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

конкретизировано, что запасы оборудования и запасных частей создаются для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения, и в том числе канализации.

Приказом МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" определены задачи и численность структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности (подчиненности), а также численность отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов.

В нижеприведенной таблице 4 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.