МЧС России 20.04.2018 утверждены Доклады по результатам обобщения правоприменительной практики органов государственного надзора МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований за 2017 год.

Таблица 4

N п/п

Содержание вопроса

Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным

1.

Требуется ли установка системы пожаротушения в помещениях дизельных электростанций существующих защитных сооружений гражданской обороны

Не требуется при условии, если защитное сооружение спроектировано и введено в эксплуатацию до вступления в силу СНиП II-11-77 "Защитные сооружения гражданской обороны" и Свода правил СП 88.13330.2014 "СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны".

2.

Возможно ли использование защитного сооружения гражданской обороны, расположенного под административным зданием под зал для занятий фитнесом, в котором предполагается размещение помещений душевых и саун.

В соответствии с требованиями п. 4.5 СП 88.13330.2014 "СНиП II-11-77*. Защитные сооружения гражданской обороны" защитные сооружения допускается использовать для спортивных занятий, в том числе с душевыми.

Размещение помещений для саун необходимо согласовать с территориальными органами МЧС России.

3.

Какие объекты, расположенные на территории города, отнесенного к группе по гражданской обороне, являются объектами надзорной деятельности в области гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению государственного надзоров в области гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 26.06.2012 N 358 субъектами государственного надзора в области гражданской обороны являются все организации (юридические лица, индивидуальные предприниматели), независимо от расположения их на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне.

Вместе с тем, на сегодняшний день, в целях снижения административного давления на предпринимательское сообщество плановые проверки в области гражданской обороны проводятся в отношении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, и организаций, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны.

Указанный подход планируется закрепить в Положении о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 305, в качестве модели применения риск-ориентированного подхода в области гражданской обороны.

4.

Кто осуществляет отнесение организаций к субъектам надзора в области гражданской обороны.

В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В связи с этим, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют степень участия организаций в области гражданской обороны, на территории соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Указанные организации относятся к субъектам надзора в области гражданской обороны.

5.

Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области гражданской обороны.

Полномочия и обязанности организаций в области гражданской обороны, установлены статьей 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.

Каким образом осуществляется планирование направления на обучение должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

Планирование обучения уполномоченных должностных лиц на решение задач в области гражданской обороны осуществляется руководителем организации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", а также приказами МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" и от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".

7.

Какие критерии планируется использовать по изменению присвоенных ранее объектам надзора категорий риска

В целях принятия решения об изменении (повышении/понижении) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска планируется руководствоваться сведениями о выявленных нарушениях при последней плановой проверке субъекта надзора.

8.

Требуется ли организации, не категорированной по гражданской обороне, эксплуатирующей опасные производственные объекты III и IV классов опасности, не имеющей мобилизационного задания, не эксплуатирующей химические опасные производственные объекты, прекращающей работу в военное время, создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения. Какой нормативно-правовой акт устанавливает требование к наличию у организаций локальной системы оповещения.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон) локальные системы оповещения создают и поддерживают в состоянии готовности организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - потенциально опасные объекты).

Требования к порядку создания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов регламентированы постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 N 178.

Создание локальных систем оповещения в организациях, не указанных в статье 9 Федерального закона, не требуется.