II. ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЗ УЧАСТИЯ ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ

II. Валютные операции на территории

Российской Федерации без участия иностранных лиц

12. Операции с иностранной валютой, нарушающие сферу использования рубля в расчетах на территории Российской Федерации, являются незаконными.

Резидент оспорил в арбитражном суде решение органа валютного контроля о применении к нему ответственности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании, за реализацию на территории Российской Федерации другому резиденту - юридическому лицу товаров за наличную иностранную валюту.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, мотивируя свое решение тем, что заявитель согласно телеграмме Банка России от 30.03.93 N 53-93 имел разрешение на проведение валютных операций в наличной форме как с гражданами, так и с юридическими лицами.

Апелляционная инстанция принятое решение отменила и в удовлетворении заявленного требования отказала, правомерно руководствуясь следующим.

Расчеты между резидентами производились на территории Российской Федерации в период действия Закона о валютном регулировании. На основании пункта 1 статьи 2 и подпунктов "а" и "б" пункта 2 статьи 9 этого Закона расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений, а порядок и сферу обращения в Российской Федерации иностранной валюты в рамках названного Закона определяет Банк России, который издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 и подпунктом "е" пункта 10 статьи 1 Закона все операции с иностранной валютой в пределах территории Российской Федерации, кроме получения и предоставления финансовых кредитов на срок до 180 дней, отнесены Законом к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым в порядке, установленном Банком России (п. 2 ст. 6).

Банк России телеграммой от 24.01.92 N 19-92 подтвердил действие письма Государственного банка СССР от 24.05.91 N 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР". Согласно разделу III названного нормативного акта перечисленные в нем валютные операции между резидентами - юридическими лицами осуществляются в безналичной форме без ограничений, а все иные операции с иностранной валютой в каждом отдельном случае требуют разрешения Банка России.

Инструкция Банка России от 20.01.93 N 11 "О порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" <*> разрешала резидентам - юридическим лицам реализовывать гражданам определенные виды товаров по безналичному расчету при наличии у резидента - продавца специального разрешения Банка России.

--------------------------------

<*> Утратила силу на основании положения Банка России от 15.08.97 N 503 "О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)".

Телеграмма Банка России от 30.03.93 N 53-93 также касалась реализации товаров гражданам.

Разрешения Банка России на продажу товаров за наличную иностранную валюту юридическим лицам заявитель не имел.

В силу пункта 4 статьи 2 Закона валютные операции - сделки, нарушающие ограниченную сферу использования иностранной валюты на территории Российской Федерации, являются недействительными. Указания на оспоримый характер такого рода сделок Закон о валютном регулировании не содержит, и оснований считать их таковыми не имеется.

В данном случае сделка по расчетам производилась в наличной иностранной валюте и каждая из сторон валютной операции являлась активным участником этой сделки - платежа.

Подпунктом "а" пункта 1 статьи 14 Закона предусмотрены специальные последствия совершения незаконных валютных операций при исполнении гражданско - правовых сделок. С лиц, допустивших нарушения, подлежит взысканию в доход государства все полученное ими по таким сделкам в денежном эквиваленте, исчисляемом исходя из суммы валютной операции, проведенной в противоречии с требованиями Закона.

Указанная мера ответственности не преследует цели восстановления имущественного положения сторон по сделке, а носит характер санкции за правонарушение и может быть применена к каждому из нарушителей в отдельности.

Органы валютного контроля в силу прямого указания Закона (п. 4 ст. 14) наделены полномочиями применять к нарушителям меры ответственности за незаконные валютные операции, как связанные, так и не связанные с гражданско - правовыми сделками.

Резидент факт реализации товаров за наличную иностранную валюту резидентам - юридическим лицам не оспаривал, возражений по размеру ответственности не заявлял.

С учетом изложенного у суда не имелось оснований для признания недействительным решения органа валютного контроля.

13. При совершении банком незаконной валютно - обменной операции взысканию с него в доход государства подлежит сумма операции, а не полученный им доход.

Банк оспорил в арбитражном суде решение органа валютного контроля о применении к нему ответственности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании за совершение валютно - обменных операций через обменный пункт, не зарегистрированный в установленном порядке.

При этом банк не был согласен с размером взыскания, полагая, что под полученным им с нарушением валютного законодательства следует понимать не сумму принятой иностранной валюты и рублей, а доход, слагающийся из комиссионного вознаграждения и прибыли от разницы с курсом Банка России курсов покупки и продажи иностранной валюты, применявшихся в данном обменном пункте в определенный день.

Суд отказал в удовлетворении заявленного требования, правомерно руководствуясь следующим.

На основании пунктов 2 и 3 статьи 4 Закона о валютном регулировании покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки в порядке, установленном Банком России. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается, а заключенные в нарушение указанных положений Закона сделки купли - продажи иностранной валюты являются недействительными.

Согласно пункту 1.2 положения "О порядке регистрации обменных пунктов уполномоченных банков", введенного в действие письмом Банка России от 10.05.94 N 90 (с последующими изменениями и дополнениями), деятельность обменного пункта допускается только после регистрации в территориальном учреждении Банка России по месту нахождения банка.

Валютно - обменные операции через незарегистрированный обменный пункт не могут считаться совершенными через уполномоченный банк с соблюдением порядка, установленного Банком России.

Отсутствие надлежащей регистрации обменного пункта банка - заявителя подтверждалось материалами дела и самим банком не оспаривалось.

Данное нарушение допущено именно банком, а не другой стороной в валютно - обменных сделках и является по своему характеру существенным.

Следовательно, совершение банком валютно - обменных операций было произведено с нарушением статьи 4 Закона о валютном регулировании.

Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие положения статей 2 - 8 упомянутого Закона, несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу этого Закона сделкам.

Таким образом, взысканию подлежит не разница в стоимости (цене) между приобретенным и отданным по сделке, а все полученное.

Исходя из содержания Закона полученное означает размер взыскания, совпадающий с суммой валютной операции, проведенной с нарушением валютного законодательства.

Каждая валютно - обменная сделка, совершаемая с наличной иностранной валютой через обменный пункт, представляет собой единую валютную операцию в виде купли - продажи, стороной в которой является банк.

Размер такой операции определяется суммой денежных средств, полученных банком от его клиентов, что в совокупности эквивалентно встречному предоставлению со стороны банка и его незаконному доходу в форме комиссионного вознаграждения.

С учетом изложенного орган валютного контроля обоснованно признал, что в данном случае взысканию с банка подлежала вся сумма купленных им рублей и иностранной валюты.

14. Взимание банком с заемщиков каких-либо сумм в иностранной валюте по кредитам, выданным в рублях, противоречит валютному законодательству.

Условиями кредитных договоров, заключенных между коммерческим банком и резидентами о выдаче займов в рублях, предусматривались проценты за пользование кредитом и санкции за просрочку его возврата в иностранной валюте.

Поскольку разрешения Банка России на получение иностранной валюты при предоставлении кредитов в рублях у коммерческого банка не имелось, орган валютного контроля принял решение о взыскании с банка в качестве санкций всей полученной иностранной валюты по недействительным в соответствующей части сделкам на основании пункта 2 статьи 6, подпункта "а" пункта 1 статьи 14 Закона о валютном регулировании и пункта 10 раздела I Основных положений о регулировании валютных операций.

Коммерческий банк оспорил принятое решение в арбитражном суде, мотивируя свое обращение тем, что Банк России запретил коммерческим банкам требовать с клиентуры уплаты процентов в иностранной валюте по рублевым кредитам, а его соглашения с клиентами носили добровольный характер и определялись усмотрением сторон.

Суд первой инстанции согласился с этими доводами и заявленное требование удовлетворил.

Однако суд не учел следующее.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья 166 Основ гражданского законодательства утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 26.11.2001 N 147-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 166 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, действовавших при заключении и исполнении кредитных договоров, использование иностранной валюты при расчетах на территории СССР допускалось в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством Союза ССР (в силу п. 3 ст. 317 ГК РФ - в случаях, порядке и на условиях, определенных законом, или в установленном им порядке).

Закон о валютном регулировании предоставил резидентам право без ограничения проводить на территории России расчеты, связанные с получением и предоставлением финансовых кредитов в иностранной валюте на срок не более 180 дней, и совершать остальные расчеты в иностранной валюте лишь с разрешения Банка России (подп. "б" п. 9 ст. 1, пункты 1 и 2 ст. 6 Закона о валютном регулировании, пункты 2 и 4 разд. II, п. 3 разд. III Основных положений о регулировании валютных операций).

Названные требования Закона касаются денежных займов в иностранной валюте и не распространяются на обременение рублевой задолженности выплатой процентов и санкций в иностранной валюте.

Банк России проведение между резидентами такого рода валютных операций не разрешал. Разовое дозволение на обременение рублевой задолженности клиентов выплатами в иностранной валюте коммерческому банку (заявителю) также не предоставлялось.

Установленный пунктом 10 раздела I Основных положений о регулировании валютных операций запрет коммерческим банкам требовать с клиентуры платежи в иностранной валюте по кредитам, предоставленным в рублях, не может быть истолкован как разрешение на проведение подобных расчетов по соглашению сторон.

В отношениях с клиентами банк выступал не только как сторона по гражданско - правовой сделке, но и как агент валютного контроля, отвечающий за соответствие законодательству валютных операций с его участием (п. 4 ст. 11 и подп. "а" п. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Следовательно, со стороны банка, заключившего и исполнившего кредитные договоры в противоречии с валютным законодательством, имело место нарушение, ответственность за которое определена подпунктом "а" пункта 1 статьи 14 названного Закона.

В связи с изложенным апелляционная инстанция решение суда первой инстанции отменила и в удовлетворении заявленного требования отказала.

15. Выдача резидентом векселя в иностранной валюте с местом платежа в Российской Федерации при отсутствии в тексте векселя оговорки об эффективном платеже в какой-либо иностранной валюте не является нарушением валютного законодательства.

Резидент обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с резидента долга в рублях по векселю, выписанному в иностранной валюте. Ответчик предъявил встречный иск о признании недействительной сделки по выдаче векселя. При этом ответчик ссылался на отсутствие разрешения Банка России на выдачу (использование в качестве средства платежа) векселя, выраженного в иностранной валюте.

Суд первой инстанции удовлетворил иск о взыскании суммы по векселю и отклонил требование о признании сделки недействительной.

Апелляционная инстанция признала сделку по выдаче векселя недействительной, поскольку выдача (использование в качестве средства платежа) векселя, выраженного в иностранной валюте, является валютной операцией, связанной с движением капитала, которая в отсутствие разрешения Банка России должна рассматриваться как ничтожная сделка на основании подпункта "б" пункта 4, подпункта "а" пункта 7, подпункта "е" пункта 10 статьи 1 и пункта 2 статьи 6 Закона о валютном регулировании. По мнению апелляционной инстанции, под векселем, выраженным в иностранной валюте, должен пониматься всякий вексель, сумма которого обозначена в иностранной валюте.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отменил Постановление апелляционной инстанции и оставил в силе решение суда первой инстанции, исходя из следующего.

Иск был основан на простом векселе, выписанном резидентом Российской Федерации в иностранной валюте с местом платежа в Российской Федерации.

Положение о переводном и простом векселе, введенное в действие Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341 (далее - Положение), различает валюту долга и валюту платежа в вексельных обязательствах (п. 41). Валюта, в которой выписан вексель, является валютой долга.

Согласно пункту 41 Положения, если переводной вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то его сумма может быть уплачена в местной валюте с соответствующим курсовым пересчетом, кроме случаев, когда векселедатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).

В соответствии со статьей 77 Положения данное правило применяется и к простому векселю.

Следовательно, при отсутствии в векселе оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначении местом платежа Российской Федерации (п. 2 Положения) вексельный должник - резидент не принимает на себя обязательство уплатить вексельный долг в иностранной валюте. Вексель, выписанный в иностранной валюте на указанных условиях, не создает обязанности платежа иностранной валютой и в силу подпункта "б" пункта 4 статьи 1 Закона о валютном регулировании не может быть признан валютной ценностью.

Режим валютных операций не распространяется на сделки между резидентами, связанные с такими векселями.

Согласно пункту 2 статьи 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (ЭКЮ, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

При таких обстоятельствах сделка по выдаче векселя ни гражданскому, ни валютному законодательству не противоречила, в связи с чем оснований для признания ее недействительной у суда не имелось.