Стратегия развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии со сводным планом приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденным протоколом проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Международная кооперация и экспорт" от 31 января 2017 г. N 7.
Целью Стратегии является обеспечение устойчивого роста экспорта продукции гражданского назначения авиационной промышленности Российской Федерации.
содействие преодолению входных барьеров на новых рынках, в том числе в части технического регулирования и сертификации;
повышение уровня технологической оснащенности и стандартов работы организаций авиационной промышленности;
поддержка продвижения и усиления бренда (узнаваемости) продукции отечественного производства на зарубежных рынках;
построение глобальной системы послепродажного обслуживания и сервиса авиационной продукции отечественного производства;
повышение приоритета развития экспорта продукции гражданского назначения в интегрированных структурах авиационной промышленности.
Период действия Стратегии - 2017 - 2025 годы.
На мировом рынке авиационной техники сохраняются условия для долгосрочной положительной динамики экспорта.
На мировом рынке предполагается рост умеренными темпами авиационных перевозок (5 процентов в год), также ожидаются вывод из эксплуатации значительной части устаревших воздушных судов и обновление парков авиакомпаний за счет приобретения новой авиационной техники.
Крупнейшие производители воздушных судов (прежде всего "Эйрбас" и "Боинг") в условиях ожидаемого увеличения серийности развивают свои глобальные цепочки поставщиков, создавая спрос на высокотехнологичные компоненты, а также услуги их контрактного производства и разработок под заказ.
Комплексная государственная поддержка экспорта высокотехнологичной продукции оказывается во всех странах - производителях авиационной продукции. При этом меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности различаются в зависимости от емкости внутреннего рынка и уровня развития отрасли.
В Российской Федерации меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности на момент формирования Стратегии сосредоточены на отрасли самолетостроения. При этом основным субъектом поддержки являются интегрированные структуры авиационной промышленности.
В Стратегии под авиационной промышленностью Российской Федерации понимается совокупность российских организаций, осуществляющих разработку, производство, испытания, модернизацию, ремонт и утилизацию авиационной техники.
Для обеспечения комплексного развития экспорта продукции авиационной промышленности Российской Федерации сформированы следующие ключевые принципы:
первый принцип - меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности направлены на развитие экспорта в целом и не ограничиваются только поддержкой продукции самолетостроения;
второй принцип - меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности доступны как для интегрированных структур авиационной промышленности, так и для производителей, находящихся вне их контура, в том числе для частных организаций;
третий принцип - меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности оказываются на всех этапах жизненного цикла экспортной продукции с приоритетом поддержки продаж и послепродажного обслуживания.
В качестве системных мер поддержки экспорта продукции авиационной промышленности предусматривается реализовать мероприятия, направленные на снижение торговых барьеров и барьеров технического регулирования.
В целях снижения торговых барьеров предусматривается использование потенциала межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству для развития двустороннего сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами - потенциальными партнерами по вопросам инвестиционного и инновационного сотрудничества, развития отношений между авиационными властями и поиска возможностей оптимизации таможенного регулирования.
В области технического регулирования авиационной промышленности планируется:
развитие национальной системы стандартизации и технического регулирования в авиационной промышленности в целях обеспечения интересов российских производителей;
активное участие в разработке новых стандартов в областях регулирования и сертификации, безопасности полетов, экологичности воздушных судов, взаимозаменяемости компонентов и кибербезопасности, в том числе в рамках деятельности Международного координационного совета ассоциаций аэрокосмической промышленности, направленное на формирование возможности выхода на зарубежные рынки с конкурентоспособной отечественной продукцией, а также препятствующее принятию необоснованно завышенных требований, ограничивающих ее продвижение на зарубежные рынки;
гармонизация российских и иностранных сертификационных требований к продукции, требований к сертификации разработчиков и производителей авиационной техники, стандартов работы сертифицирующих органов и организаций;
заключение межправительственных соглашений с авиационными властями потенциальных стран - покупателей о признании российских сертификатов типа, выдаваемых российскими авиационными властями.
Производителям продукции авиационного двигателе-, агрегато- и приборостроения будет оказана комплексная поддержка для получения заказов и осуществления первых поставок на экспорт, включая выставление требований к уровню локализации в новых авиационных программах при импорте воздушных судов.
Меры поддержки экспорта продукции авиационной промышленности могут быть уточнены и конкретизированы на уровне государственных программ Российской Федерации и программных документов.
Источники ресурсного обеспечения и объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета могут быть в установленном порядке определены в соответствующем бюджетном цикле.
Решение о предоставлении мер государственной поддержки конкретным организациям и их объемах должно приниматься в увязке с достижением этими организациями заявленных целевых показателей, а также с учетом вклада организаций в достижение общих показателей Стратегии за предыдущий период.
Стратегия разработана с учетом программных документов, касающихся вопросов развития авиационной промышленности и экспорта ее высокотехнологичной продукции:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
государственная программа Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы";
государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности";
паспорт приоритетного проекта "Международная кооперация и экспорт в промышленности", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. N 11).
Стратегия охватывает продукцию следующих основных кодов ТН ВЭД ЕАЭС: 8802, 8807, 8411 - 8415, 8501, 8526, 9026, 9029 и 9032.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 20.04.2022 N 947-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
Необходимость развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности обусловлена рядом факторов.
Во-первых, поддержка авиационной промышленности как одной из наиболее высокотехнологичных отраслей машиностроения способствует развитию экономики страны, в том числе увеличению валового внутреннего продукта, создаваемого предприятиями металлургической, радиоэлектронной, химической и других отраслей промышленности.
Во-вторых, мировой рынок продукции авиационной промышленности превышает 500 млрд. долларов США и является привлекательным для экспортной деятельности.
В-третьих, экспорт - это необходимое условие для обеспечения роста производства и сокращения затрат в авиационной промышленности. Внутренний рынок российской гражданской авиационной техники, несмотря на прогнозируемые темпы роста авиаперевозок и соответственно спроса на новые воздушные суда, не может обеспечить объем, достаточный для окупаемости капиталоемких авиационных программ и обеспечения инвестиционного потенциала. Открытие новых рынков сбыта способствует увеличению объема продаж продукции авиационной промышленности, что оказывает прямое (рост выручки) и косвенное (усиление позиции при переговорах с потребителями и поставщиками) воздействие на экономику производителей.
В-четвертых, рост объемов экспорта гражданской продукции подотраслей авиационной промышленности является объективным показателем повышения ее конкурентоспособности.
В-пятых, поддержка экспорта позволяет развивать производство конкурентоспособных воздушных судов и комплектующих для собственных нужд государства.
Стратегия описывает текущее состояние экспорта в авиационной промышленности, определяет ключевые продукты, обладающие экспортным потенциалом, обозначает возможности и приоритетные рынки для поставки воздушных судов и авиационных комплектующих.
Мероприятия, связанные с построением международных альянсов, в том числе совместная разработка и производство новых воздушных судов с другими государствами - производителями, в Стратегии не рассматриваются, так как отнесены к уровню отраслевой стратегии.
Стратегия предусматривает три сценария экспортной поддержки, отличающиеся набором применяемых мер поддержки экспорта продукции авиационной промышленности для каждой из подотраслей авиастроения, различной потребностью в бюджетных ассигнованиях и ожидаемым результатом.
Экспортные продукты, оценки объемов экспорта, оценки потребности в бюджетных ассигнованиях приведены в Стратегии индикативно и не являются целевыми показателями развития авиационной промышленности.
Объемы экспортных поставок в разрезе номенклатуры авиационной продукции, география поставок, стратегии входа на конкретные рынки закрепляются документами стратегического планирования организаций отрасли, в том числе публичного акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация", акционерного общества "Вертолеты России", акционерного общества "Объединенная двигателестроительная корпорация", акционерного общества "Технодинамика" и акционерного общества "Концерн Радиоэлектронные технологии".
Источники ресурсного обеспечения и объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета в установленном порядке могут быть уточнены и определены в соответствующем бюджетном цикле.
Мероприятия поддержки экспорта авиационной промышленности могут быть уточнены в государственных программах Российской Федерации и программных документах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей