4. Актуальность цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации

4. Актуальность цифровой трансформации органов

и организаций прокуратуры Российской Федерации

На текущий момент созданы отдельные компоненты цифровой среды, функционирует ряд ведомственных и государственных информационных систем, обеспечивающих решение локальных задач в интересах органов прокуратуры.

Однако большинство эксплуатируемых ведомственных информационных систем созданы более 10 лет назад, являются устаревшими, слабо интегрированными решениями, реализованными преимущественно на базе импортных технологий с применением отличных друг от друга принципов, и в основном перестали соответствовать современным темпам развития цифровой экономики.

Следствием существования практики децентрализованного управления в сфере информатизации органов прокуратуры стали отсутствие единых стандартов разработки и эксплуатации информационных ресурсов и систем, их фрагментарный учет и недостаточный уровень использования лучших практик и типовых проектных решений.

Ведение основных информационных ресурсов, необходимых для реализации всех этапов надзорной деятельности, осуществляется различными органами прокуратуры, а также иными органами государственной власти в части своей компетенции. При этом формирование, актуализация и сопровождение данных информационных ресурсов осуществляется различными участниками с использованием собственных программных решений, слабо интегрированных между собой. Различия в периодичности актуализации, правилах обработки источников информации и составе хранимых сведений порождают одновременное существование нескольких отличных друг от друга наборов данных.

Отсутствие открытых интерфейсов и единой системы разграничения прав доступа к информационным ресурсам и системам приводит к необходимости ввода всех изменений операторами в ручном режиме, что снижает оперативность обновления сведений и может являться причиной ошибок, вызванных многократным вводом данных.

Таким образом, актуальность задачи цифровой трансформации органов прокуратуры для достижения целевых показателей, предусмотренных документами стратегического планирования, обусловлена, с одной стороны, современными тенденциями развития цифровой экономики России, повышением требований к защищенности государственных информационных ресурсов и систем, усилением государственной координации и расширением направлений межведомственного взаимодействия органов прокуратуры в установленной сфере деятельности, а с другой - нерешенностью следующих основных проблем:

не реализованы первоочередные меры по совершенствованию правового регулирования с целью осуществления цифровой трансформации органов прокуратуры, снятию ключевых правовых ограничений для реализации ее основных направлений;

недостаточные темпы гармонизации нормативных правовых актов органов прокуратуры и нормативно-правовой базы цифровой экономики;

отсутствуют единые подходы к созданию, развитию и эксплуатации информационных систем, основанные на принципах проектного управления;

существующая телекоммуникационная инфраструктура органов прокуратуры не обеспечивает требуемой связанности, устойчивости и безопасности их функционирования, развитие первичной сети связи на районном уровне носит фрагментарный характер. Отсутствует единый план развития телекоммуникационной инфраструктуры с учетом необходимости реализации требований, предъявляемых цифровыми технологиями к организации как ведомственного взаимодействия, так и взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями и государственными органами, включая защищенную передачу данных, широкополосный доступ пользователей к сети "Интернет", IP-телефонию, видео-конференц-связь, единую систему электронной почты;

не решены вопросы исключения дублирования функционала и данных в информационных ресурсах и системах, в том числе дублирования операций по многократному вводу и обработке идентичных данных, что снижает достоверность и оперативность получения необходимой информации;

используемые технические решения в ряде случаев базируются на разнородных импортных технических и программных средствах, не позволяющих обеспечить надежное и безопасное функционирование информационных ресурсов и систем;

отсутствие единой системы разграничения прав доступа, удобных открытых интерфейсов и высокие издержки на установку, сопровождение и модернизацию клиентского программного обеспечения;

недостаточность использования современных инструментальных средств и методов комплексной обработки разнородных данных не позволяет обеспечить требуемый уровень аналитической поддержки деятельности руководителей органов прокуратуры;

не созданы механизмы автоматизированной интеграции между ведомственными информационными системами, а также механизмы автоматизированной интеграции с информационными системами органов государственной власти и международных организаций в установленной сфере деятельности;

используемый парк средств вычислительной техники морально и технологически устарел и не соответствует существующим и перспективным требованиям обеспечения эффективных и безопасных электронных коммуникаций работников органов прокуратуры с учетом необходимости осуществления ими своей деятельности как со стационарных, так и с мобильных автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ);

существующая численность и уровень подготовки работников не позволяют в полной мере обеспечить комплексную реализацию мероприятий цифровой трансформации органов прокуратуры с учетом системного подхода и принципов проектного управления.