Управление ядерной энергетической установкой судна. Общие требования

Управление ядерной энергетической установкой судна.

Общие требования

41. В состав ЯЭУ должна входить система управления ЯЭУ, состоящая из УСНЭ, УСБ.

42. Система управления ЯЭУ должна обеспечивать непрерывный контроль состояния систем и элементов ЯЭУ и безопасное управление техническими средствами РУ во всех режимах работы независимо от положения органов управления системы.

43 УСНЭ должны обеспечивать управление технологическими процессами на всех режимах работы ЯЭУ с установленными в проекте ЯЭУ показателями качества, надежности и метрологическими характеристиками.

Система управления ЯЭУ должна обеспечивать контроль технического состояния и безопасное управление техническими средствами РУ во всех режимах эксплуатации.

44. УСБ должны автоматически выполнять свои функции при возникновении условий, предусмотренных в проекте РУ.

45. Если система управления и защиты РУ совмещает функции УСНЭ и УСБ, ее состав, структура, характеристики и порядок работы должны быть обоснованы в проекте ЯЭУ и представлены в ООБ.

УСНЭ и УСБ должны быть спроектированы таким образом, чтобы имелась возможность идентифицировать исходные события аварий, установить фактические алгоритмы работы элементов и систем РУ, важных для безопасности, отклонения от штатных алгоритмов и действия оперативного персонала при таких отклонениях.

Должна быть предусмотрена диагностика УСНЭ и УСБ.

В проекте РУ должны быть установлены:

допустимые мощности реактора в зависимости от работоспособности УСНЭ при частичной потере функций;

условия вывода в ремонт УСНЭ и УСБ и их частей.

46. Управление реактором и техническими средствами должно проводиться с ЦПУ, оборудованного телефонной и громкоговорящей связью с реакторным отсеком (помещением) и с другими отсеками (помещениями). Наблюдение за реакторным помещением должно быть обеспечено с помощью системы видеонаблюдения из помещения поста управления и визуально с поста управления ремонтом (при его наличии).

47. При невозможности управления с ЦПУ должен быть предусмотрен ПАР, на который по независимым линиям (кабелям), как минимум, выведены:

кнопка ФЗ;

сигнализация нижних положений рабочих органов воздействия на реактивность;

не менее двух приборов контроля состояния РУ;

управление системами аварийного расхолаживания реактора.

48. Должна быть исключена возможность выведения из строя цепей управления и контроля ЯЭУ основного ЦПУ и ПАР по общей причине при учитываемых в проекте ЯЭУ исходных событиях, а также исключена техническими средствами возможность одновременного управления с основного и аварийного постов управления.

49. Проект КСУ ТС должен содержать анализ:

реакций систем управления на внешние и внутренние воздействия (пожары, затопления, электромагнитные наводки);

реакций систем на возможные неисправности (короткие замыкания, потеря качества изоляции, падение напряжения, ложные срабатывания, заклинивание рабочих органов, потеря управления);

реакций систем управления на отказы их составных частей;

надежности программного обеспечения;

устойчивости контуров управления и регулирования;

технических решений, исключающих несанкционированный ввод положительной реактивности и блокировку сигналов АЗ, не предусмотренных проектами РУ и ЯЭУ;

технических решений по предотвращению ошибочных действий персонала и ограничению последствий таких действий;

работоспособности или времени сохранения работоспособности систем управления при экстремальных воздействиях (пожар, запаривание, затопление, повышение давления в помещении);

информационной нагрузки на оператора;

а также количественный анализ надежности действий УЭНЭ и УСБ.

Анализ реакций систем управления должен доказывать отсутствие опасных для РУ реакций. В случае выявления в процессе эксплуатации опасных для РУ реакций реактор должен быть переведен в подкритическое состояние, приняты меры по их исключению и внесению соответствующих изменений в проект РУ.

50. В проекте РУ должна быть представлена и обоснована методика определения фактической мощности реактора, указаны допустимая и действительная погрешности ее определения, регламентированы требования к классу точности приборов измерения мощности. Должна быть представлена методика установления соответствия нейтронной и тепловой мощности.

51. Характеристики технических средств должны быть такими, чтобы исключалась возможность:

одновременного извлечения рабочих органов воздействия на реактивность в количестве, превышающем проектное значение;

несанкционированного подъема рабочих органов воздействия на реактивность свыше величин, определенных в проекте РУ.

52. В проекте ЯЭУ должны быть приведены следующие перечни по ЯЭУ и СВБ:

перечень контролируемых параметров;

перечень дистанционно управляемых технических средств;

перечень алгоритмов управления.

53. В проекте ЯЭУ должны быть обоснованы и в ООБ представлены перечни блокировок и защит технических средств ЯЭУ, а также технические требования к условиям их срабатывания.

54. В системах управления ЯЭУ и системах безопасности ЯЭУ должны быть предусмотрены устройства, формирующие следующие сигналы:

аварийного оповещения (звуковой сигнал тревоги) - в случаях, предусмотренных в проекте РУ;

аварийные (световые и звуковые) - при достижении параметрами уставок и условий срабатывания АЗ;

предупредительные (световые и звуковые) - при нарушении эксплуатационных пределов и (или) условий;

информационные - о положении рабочих органов СУЗ, наличии напряжения в цепях электропитания, состоянии технических средств.

Объем и характер сигнализации должны определяться в проекте ЯЭУ.

55. Для регулируемых и контролируемых параметров в проекте ЯЭУ должны быть обоснованы и в ООБ представлены диапазоны и скорости их изменения при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии.

56. Рабочие органы воздействия на реактивность перед пуском реактора должны быть приведены в состояние, определяемое в проекте РУ.

57. Приводы рабочих органов воздействия на реактивность должны иметь указатели промежуточных положений, сигнализаторы конечных положений и концевые выключатели, срабатывающие от рабочих органов. Отказ от установки для рабочих органов АЗ указателей промежуточного положения должен быть обоснован в проекте РУ.

58. В проекте РУ должны быть обоснованы и в ООБ представлены условия безопасной эксплуатации при испытаниях, замене и выводе в ремонт рабочих органов воздействия на реактивность, исполнительных механизмов СУЗ и других средств воздействия на реактивность.

59. УСНЭ должна обеспечивать автоматическую и (или) автоматизированную диагностику состояния и режимов эксплуатации, в том числе собственно технических и программных средств системы контроля и управления. Отказы технических и программных средств и повреждения управляющих систем должны приводить к появлению сигналов на ЦПУ и вызывать действия, направленные на обеспечение безопасности ЯЭУ.

60. В системе контроля должны быть предусмотрены автономные средства записи и хранения информации ("черный ящик"), необходимой для расследования причин аварий (идентификации исходных событий аварий, фактических параметров и алгоритмов работы систем РУ, важных для безопасности, отклонений от проектных алгоритмов действий оперативного персонала, состояния технических средств, параметров радиационной обстановки, переговоров персонала). Указанные средства должны быть защищены от несанкционированного доступа и сохранять работоспособность в условиях проектных и запроектных аварий. Объем регистрируемой и сохраняемой информации обосновывается в проекте РУ.

61. Все системы автоматического управления ЯЭУ до поставки на судно должны проходить комплексные испытания, обеспечивающие проверку выполнения всех алгоритмов с учетом взаимодействия отдельных систем, с использованием математической модели ЯЭУ.

Соответствующие требования должны быть отражены в программе приемочных испытаний систем управления ЯЭУ.

Элементы УСНЭ, УСБ должны проходить метрологическую экспертизу.