Управление ядерной энергетической установкой судна. Общие требования
41. В состав ЯЭУ должна входить система управления ЯЭУ, состоящая из УСНЭ, УСБ.
42. Система управления ЯЭУ должна обеспечивать непрерывный контроль состояния систем и элементов ЯЭУ и безопасное управление техническими средствами РУ во всех режимах работы независимо от положения органов управления системы.
43 УСНЭ должны обеспечивать управление технологическими процессами на всех режимах работы ЯЭУ с установленными в проекте ЯЭУ показателями качества, надежности и метрологическими характеристиками.
Система управления ЯЭУ должна обеспечивать контроль технического состояния и безопасное управление техническими средствами РУ во всех режимах эксплуатации.
44. УСБ должны автоматически выполнять свои функции при возникновении условий, предусмотренных в проекте РУ.
45. Если система управления и защиты РУ совмещает функции УСНЭ и УСБ, ее состав, структура, характеристики и порядок работы должны быть обоснованы в проекте ЯЭУ и представлены в ООБ.
УСНЭ и УСБ должны быть спроектированы таким образом, чтобы имелась возможность идентифицировать исходные события аварий, установить фактические алгоритмы работы элементов и систем РУ, важных для безопасности, отклонения от штатных алгоритмов и действия оперативного персонала при таких отклонениях.
Должна быть предусмотрена диагностика УСНЭ и УСБ.
В проекте РУ должны быть установлены:
допустимые мощности реактора в зависимости от работоспособности УСНЭ при частичной потере функций;
условия вывода в ремонт УСНЭ и УСБ и их частей.
46. Управление реактором и техническими средствами должно проводиться с ЦПУ, оборудованного телефонной и громкоговорящей связью с реакторным отсеком (помещением) и с другими отсеками (помещениями). Наблюдение за реакторным помещением должно быть обеспечено с помощью системы видеонаблюдения из помещения поста управления и визуально с поста управления ремонтом (при его наличии).
47. При невозможности управления с ЦПУ должен быть предусмотрен ПАР, на который по независимым линиям (кабелям), как минимум, выведены:
сигнализация нижних положений рабочих органов воздействия на реактивность;
не менее двух приборов контроля состояния РУ;
управление системами аварийного расхолаживания реактора.
48. Должна быть исключена возможность выведения из строя цепей управления и контроля ЯЭУ основного ЦПУ и ПАР по общей причине при учитываемых в проекте ЯЭУ исходных событиях, а также исключена техническими средствами возможность одновременного управления с основного и аварийного постов управления.
49. Проект КСУ ТС должен содержать анализ:
реакций систем управления на внешние и внутренние воздействия (пожары, затопления, электромагнитные наводки);
реакций систем на возможные неисправности (короткие замыкания, потеря качества изоляции, падение напряжения, ложные срабатывания, заклинивание рабочих органов, потеря управления);
реакций систем управления на отказы их составных частей;
надежности программного обеспечения;
устойчивости контуров управления и регулирования;
технических решений, исключающих несанкционированный ввод положительной реактивности и блокировку сигналов АЗ, не предусмотренных проектами РУ и ЯЭУ;
технических решений по предотвращению ошибочных действий персонала и ограничению последствий таких действий;
работоспособности или времени сохранения работоспособности систем управления при экстремальных воздействиях (пожар, запаривание, затопление, повышение давления в помещении);
информационной нагрузки на оператора;
а также количественный анализ надежности действий УЭНЭ и УСБ.
Анализ реакций систем управления должен доказывать отсутствие опасных для РУ реакций. В случае выявления в процессе эксплуатации опасных для РУ реакций реактор должен быть переведен в подкритическое состояние, приняты меры по их исключению и внесению соответствующих изменений в проект РУ.
50. В проекте РУ должна быть представлена и обоснована методика определения фактической мощности реактора, указаны допустимая и действительная погрешности ее определения, регламентированы требования к классу точности приборов измерения мощности. Должна быть представлена методика установления соответствия нейтронной и тепловой мощности.
51. Характеристики технических средств должны быть такими, чтобы исключалась возможность:
одновременного извлечения рабочих органов воздействия на реактивность в количестве, превышающем проектное значение;
несанкционированного подъема рабочих органов воздействия на реактивность свыше величин, определенных в проекте РУ.
52. В проекте ЯЭУ должны быть приведены следующие перечни по ЯЭУ и СВБ:
перечень контролируемых параметров;
перечень дистанционно управляемых технических средств;
перечень алгоритмов управления.
53. В проекте ЯЭУ должны быть обоснованы и в ООБ представлены перечни блокировок и защит технических средств ЯЭУ, а также технические требования к условиям их срабатывания.
54. В системах управления ЯЭУ и системах безопасности ЯЭУ должны быть предусмотрены устройства, формирующие следующие сигналы:
аварийного оповещения (звуковой сигнал тревоги) - в случаях, предусмотренных в проекте РУ;
аварийные (световые и звуковые) - при достижении параметрами уставок и условий срабатывания АЗ;
предупредительные (световые и звуковые) - при нарушении эксплуатационных пределов и (или) условий;
информационные - о положении рабочих органов СУЗ, наличии напряжения в цепях электропитания, состоянии технических средств.
Объем и характер сигнализации должны определяться в проекте ЯЭУ.
55. Для регулируемых и контролируемых параметров в проекте ЯЭУ должны быть обоснованы и в ООБ представлены диапазоны и скорости их изменения при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, включая проектные аварии.
56. Рабочие органы воздействия на реактивность перед пуском реактора должны быть приведены в состояние, определяемое в проекте РУ.
57. Приводы рабочих органов воздействия на реактивность должны иметь указатели промежуточных положений, сигнализаторы конечных положений и концевые выключатели, срабатывающие от рабочих органов. Отказ от установки для рабочих органов АЗ указателей промежуточного положения должен быть обоснован в проекте РУ.
58. В проекте РУ должны быть обоснованы и в ООБ представлены условия безопасной эксплуатации при испытаниях, замене и выводе в ремонт рабочих органов воздействия на реактивность, исполнительных механизмов СУЗ и других средств воздействия на реактивность.
59. УСНЭ должна обеспечивать автоматическую и (или) автоматизированную диагностику состояния и режимов эксплуатации, в том числе собственно технических и программных средств системы контроля и управления. Отказы технических и программных средств и повреждения управляющих систем должны приводить к появлению сигналов на ЦПУ и вызывать действия, направленные на обеспечение безопасности ЯЭУ.
60. В системе контроля должны быть предусмотрены автономные средства записи и хранения информации ("черный ящик"), необходимой для расследования причин аварий (идентификации исходных событий аварий, фактических параметров и алгоритмов работы систем РУ, важных для безопасности, отклонений от проектных алгоритмов действий оперативного персонала, состояния технических средств, параметров радиационной обстановки, переговоров персонала). Указанные средства должны быть защищены от несанкционированного доступа и сохранять работоспособность в условиях проектных и запроектных аварий. Объем регистрируемой и сохраняемой информации обосновывается в проекте РУ.
61. Все системы автоматического управления ЯЭУ до поставки на судно должны проходить комплексные испытания, обеспечивающие проверку выполнения всех алгоритмов с учетом взаимодействия отдельных систем, с использованием математической модели ЯЭУ.
Соответствующие требования должны быть отражены в программе приемочных испытаний систем управления ЯЭУ.
Элементы УСНЭ, УСБ должны проходить метрологическую экспертизу.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей