Требования к защитным системам безопасности ядерных энергетических установок судов

Требования к защитным системам безопасности ядерных

энергетических установок судов

97. ЗСБ должна выполнить защитную функцию независимо от наличия или отсутствия источника энергии.

98. В проекте судна должно быть обосновано и в ООБ показано, что рабочие органы АЗ без одного наиболее эффективного органа обладают:

быстродействием, достаточным для перевода реактора в подкритическое состояние без нарушения проектных пределов при предаварийных состояниях и проектных авариях;

эффективностью, достаточной для перевода реактора в подкритическое состояние и поддержания его в подкритическом состоянии при проектных авариях в течение времени, достаточного для введения в активную зону других органов воздействия на реактивность.

99. Должны быть предусмотрены две системы остановки реактора, основанные на разных принципах ввода в действие этих систем.

100. СУЗ реактора должна быть спроектирована таким образом, чтобы обеспечивалась АЗ, как минимум, по следующим каналам, контролирующим плотность потока нейтронов:

в пусковом режиме (до 5% от номинальной мощности) - не менее чем двумя независимыми друг от друга каналами по уровню плотности нейтронного потока и не менее чем двумя независимыми друг от друга каналами по скорости нарастания плотности нейтронного потока (периоду удвоения мощности);

в энергетическом режиме - не менее чем двумя независимыми друг от друга каналами по уровню плотности нейтронного потока.

101. По сигналу АЗ рабочие органы АЗ должны приводиться в действие из любых рабочих или промежуточных положений.

102. В случае если "физический вес" рабочих органов АЗ недостаточен для длительного поддержания реактора в подкритическом состоянии, должно быть предусмотрено подключение другой (других) системы (систем) остановки РУ, обладающей (обладающих) поглощающей нейтроны способностью, достаточной для поддержания реактора в подкритическом состоянии с учетом возможного высвобождения реактивности.

103. При совмещении средствами воздействия на реактивность функций нормальной эксплуатации и АЗ должен быть разработан и обоснован порядок их функционирования, а также обеспечена приоритетность функции АЗ.

104. Для аварийного расхолаживания ЯЭУ должна быть предусмотрена система аварийного расхолаживания.

Состав, структура и характеристики системы аварийного расхолаживания активной зоны должны быть обоснованы в проекте судна.

105. Для обеспечения отвода тепла от активной зоны при авариях, связанных с течью контура теплоносителя реактора, должна быть предусмотрена система аварийного охлаждения активной зоны. При расчете системы аварийного охлаждения в качестве максимальной проектной аварии принимается мгновенный разрыв трубопровода контура максимального сечения при номинальной мощности реактора. Повреждения твэлов активной зоны не должны превышать проектные пределы безопасной эксплуатации.

Состав, структура и характеристики систем аварийного охлаждения активной зоны должны быть обоснованы в проекте судна.

106. В проекте судна должны быть предусмотрены меры, предотвращающие выход реактора в критическое состояние и превышение допустимого давления в контуре теплоносителя реактора при включении и работе систем аварийного расхолаживания и аварийного охлаждения активной зоны реактора.

107. Резервирование ЗСБ должно быть обосновано в проекте судна и показано в ООБ.

108. Элементы ЗСБ должны допускать возможность периодических проверок в режимах нормальной эксплуатации, при этом должна обеспечиваться функциональная готовность этих систем к выполнению ими функций безопасности.