Уровень 5. Противоаварийное планирование

Уровень 5. Противоаварийное планирование:

подготовка и осуществление планов мероприятий по защите работников (персонала) в случае аварии на судне, планов мероприятий по защите населения, оказание помощи членам экипажа судна и (или) специальному персоналу судна с привлечением дополнительных сил и средств.

Глубокоэшелонированная защита должна осуществляться на всех этапах деятельности, связанных с обеспечением безопасности ЯЭУ в той части, которая затрагивается данной деятельностью. Приоритетной является стратегия предотвращения неблагоприятных событий. Особое внимание должно уделяться уровням 1 и 2.

В проекте судна должны быть предусмотрены меры обеспечивающие независимость уровней глубокоэшелонированной защиты друг от друга.

10. При нормальной эксплуатации все физические барьеры должны быть работоспособными, а система технических и организационных мер по их защите должна находиться в состоянии готовности. При выявлении неработоспособности любого из предусмотренных проектной документацией физических барьеров, приводящих к нарушению пределов безопасной эксплуатации или неготовности мер по его защите, РУ должна быть остановлена и приняты меры по приведению РУ в безопасное состояние. В проекте судна должны быть предусмотрены меры, направленные на предотвращение повреждения одних барьеров вследствие повреждения других, а также нескольких физических барьеров вследствие одного воздействия.

11. В проекте судна должны быть обоснованы пределы и условия безопасной эксплуатации ЯЭУ, а также предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение нарушения этих пределов и условий.

12. Технические и организационные решения, принимаемые для обеспечения безопасности ЯЭУ судна, должны быть апробированы прежним опытом, испытаниями, исследованиями, опытом эксплуатации прототипов. Данные требования должны применяться при проектировании, строительстве и эксплуатации ЯЭУ судна, конструировании и изготовлении, ремонте и модернизации ее систем и элементов, важных для безопасности, а также при выводе судна из эксплуатации.

13. Система технических и организационных мер по обеспечению безопасности судна, проектные основы систем и элементов, важных для безопасности, должны быть представлены в ООБ. ООБ разрабатывается головной конструкторской организацией, проектирующей судно, для каждого проекта судна с учетом особенностей ЯЭУ. ООБ головного судна является типовым ООБ для последующих судов данного проекта. Расхождения, влияющие на безопасность ЯЭУ, между информацией, содержащейся в ООБ и в проекте судна, либо расхождения проекта судна с его реализацией не допускаются. Соответствие ООБ реальному состоянию судна поддерживается ЭО в течение всего срока службы судна.

14. В ООБ должны быть представлены детерминистический анализ безопасности и результаты вероятностного анализа безопасности. Анализы безопасности должны быть выполнены для всех эксплуатационных состояний судна, предусмотренных в его проекте, и учитывать все имеющиеся на судне места нахождения ЯМ, РВ и РАО, в которых может возникнуть нарушение нормальной эксплуатации. Детерминистические анализы проектных аварий должны выполняться на основе консервативного подхода. Используемые при обосновании безопасности программные средства должны быть аттестованы.

15. Устройство и надежность систем и элементов ЯЭУ, важных для безопасности, документация, выполняемые работы и предоставляемые услуги в области использования атомной энергии, влияющие на безопасность судна, должны являться объектами деятельности по обеспечению качества на всех этапах полного жизненного цикла судна.

Разработка программ обеспечения качества должна осуществляться в соответствии с требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

16. В проекте судна должны быть предусмотрены технические средства и организационные меры, направленные на предотвращение аварий ЯЭУ и ограничение их последствий и обеспечивающие:

непревышение установленных в проекте пределов для проектных аварий ЯЭУ за счет использования свойств внутренней самозащищенности и применения систем безопасности;

ограничение последствий запроектных аварий ЯЭУ за счет применения специальных технических средств для управления запроектными авариями, применения иных технических средств, способных выполнять требуемые функции в сложившихся условиях, и за счет реализации организационных мер, включая меры по управлению запроектными авариями.

17. При любом из учитываемых в проекте судна исходном событии не должны быть превышены установленные пределы для проектных аварий ЯЭУ.

Такие исходные события в проекте судна должны учитывать наложение на исходное событие отказ одного любого из следующих элементов систем безопасности (независимого от исходного события): активного элемента или пассивного элемента, имеющего механические движущиеся части, или одной независимой от исходного события ошибки экипажа или специального персонала.

Дополнительно к одному независимому от исходного события отказу одного из указанных выше элементов должны быть учтены все отказы, являющиеся следствием данного единичного отказа, отказы, являющиеся следствием исходного события, а также необнаруживаемые при эксплуатации судна отказы элементов, влияющие на развитие аварии ЯЭУ.

В проекте судна должно устанавливаться допустимое время вывода из работы системы и (или) элемента ЯЭУ, важных для безопасности, а также уровень ограничения мощности ЯЭУ, которые определяются на основе анализа надежности либо на основе вероятностного анализа безопасности.

18. Разрывы корпусов сосудов, изготовление и эксплуатация которых осуществляются в соответствии с наиболее высокими требованиями по качеству, установленными в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, документах по стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, регламентирующих их устройство и эксплуатацию, в число исходных событий проектных аварий не включаются.

В проекте судна должно быть обосновано, что вероятность разрушения корпуса реактора на интервале в один год не превышает 10-7.

19. Перечень исходных событий, представленный в ООБ, должен включать все возможные внутренние и внешние события, которые нарушают нормальную эксплуатацию ЯЭУ судна и не исключены на основе свойств внутренней самозащищенности реактора и принципов его устройства. Сочетания отказов систем и (или) элементов судна, ошибок экипажа судна и (или) специального персонала, внутренних или внешних воздействий учитываются в составе указанного перечня исходных событий в случаях, предусмотренных требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

20. Примерные перечни исходных событий для анализа проектных аварий каждого типа ЯЭУ определены в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ООБ. Окончательные перечни исходных событий для анализа проектных аварий представляются в ООБ.

Допускается не включать в перечень исходных событий для анализа проектных аварий, представляемый в ООБ, внутренние события, имеющие оцененную вероятность возникновения на интервале в один год 10-6 или ниже.

21. Примерные перечни запроектных аварий для каждого типа реакторов определены в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии, устанавливающих требования к ООБ.

Окончательные перечни запроектных аварий (включая тяжелые аварии) представляются в ООБ. Они должны включать представительные сценарии для определения мер по управлению такими авариями. Представительность сценариев обеспечивается посредством учета уровней тяжести состояния судна и, кроме того, возможных состояний работоспособности или неработоспособности систем безопасности и специальных технических средств для управления запроектными авариями.

В ООБ должен быть представлен реалистический (неконсервативный) анализ указанных запроектных аварий, содержащий оценки вероятностей путей протекания и последствий запроектных аварий.

Анализ запроектных аварий, приведенный в ООБ, является основой для составления планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения в случае аварий, а также для составления руководства по управлению запроектными авариями.

22. Целевыми ориентирами безопасности ЯЭУ судна являются:

непревышение суммарной вероятности тяжелых аварий для одной РУ на интервале в один год, равной 10-5;

непревышение суммарной вероятности большого аварийного выброса для одной РУ на интервале в один год, равной 10-7.

23. Для запроектных аварий, которые не исключены на основе свойств внутренней самозащищенности реактора и принципов его устройства, независимо от их вероятности должны быть разработаны организационные меры по управлению такими запроектными авариями, включая меры по снижению радиационного воздействия на экипаж судна и специальный персонал, население и окружающую среду.

24. У всех работников и организаций, связанных с проектированием, строительством, эксплуатацией и выводом из эксплуатации судна, конструированием и изготовлением систем и элементов, важных для безопасности, должна формироваться и поддерживаться культура безопасности.

Культура безопасности формируется и поддерживается путем:

установления приоритета безопасности судна над экономическими и производственными целями;

подбора, профессионального обучения и поддержания квалификации работников в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность;

строгого соблюдения дисциплины при четком распределении полномочий и персональной ответственности работников;

разработки и строгого соблюдения требований программ обеспечения качества, производственных и должностных инструкций (технологических регламентов), их периодического обновления с учетом накапливаемого опыта;

установления руководителями всех уровней атмосферы доверия и таких подходов к коллективной работе, а также к социально-бытовым условиям жизни работников, которые формируют внутреннюю потребность позитивного отношения к безопасности;

понимания каждым работником влияния его деятельности на безопасность и последствий, к которым может привести несоблюдение или некачественное выполнение требований нормативных правовых актов, программ обеспечения качества, производственных и должностных инструкций;

самоконтроля работниками своей деятельности, влияющей на безопасность;

понимания каждым руководителем и работником недопустимости сокрытия ошибок в своей деятельности, необходимости выявления и устранения причин их возникновения, необходимости постоянного самосовершенствования, изучения и внедрения передового опыта, в том числе зарубежного;

установления такой системы поощрений и взысканий по результатам производственной деятельности, которая стимулирует открытость действий работников и не способствует сокрытию ошибок в их работе.

25. ЭО должна обеспечивать безопасность судна, включая меры по предотвращению аварий и снижению их последствий, учету и контролю, физической защите ЯМ, РВ и РАО, радиационному контролю.

ЭО должна осуществлять деятельность по повышению безопасности ЯЭУ в соответствии с планами, составленными с учетом результатов анализов безопасности и опыта эксплуатации для достижения целевых ориентиров безопасности ЯЭУ судна, указанных в пункте 22 настоящих Общих положений.

26. ЭО должна обеспечивать подбор и подготовку экипажа судна и специального персонала, а также создание атмосферы, в которой безопасность рассматривается как жизненно важное дело и предмет личной ответственности экипажа судна и специального персонала, и осуществлять непрерывный контроль безопасности ЯЭУ судна.

27. В проекте судна должны быть обоснованы, а в ООБ представлены необходимая организационная структура управления и требования к уровню квалификации экипажа судна и специального персонала.

28. Строительство судна может быть начато при наличии утвержденных в установленном порядке проекта судна и ООБ после получения судостроительной организацией лицензии на право ведения работ в области использования атомной энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

29. В проекте судна должны быть предусмотрены технические и организационные меры для обеспечения физической защиты и пожарной безопасности судна.

30. В проекте судна должны быть предусмотрены средства связи и оповещения, в том числе дублирующие, для организации управления ЯЭУ в режимах нормальной эксплуатации, при проектных и запроектных авариях.