1. Основные принципы по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)

1. Основные принципы по установлению государственных

требований к уровню физической подготовленности инвалидов

при выполнении нормативов Всероссийского

физкультурно-спортивного комплекса

"Готов к труду и обороне" (ГТО).

Данные принципы сформулированы на основе анализа литературы, законодательных, нормативно-правовых актов, данных анкетирования и экспертных оценок, в том числе эмпирических данных по использованию здоровыми гражданами нашей страны Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК).

Знаковой работой по данной тематике было пособие Д.М. Маллаева "Комплекс ГТО в школе для слепых детей" [12], выпущенное Всероссийским обществом слепых (ВОС) в 1986 году на основе диссертационного исследования данного автора. В этом пособии рассматриваются вопросы физического воспитания незрячих учащихся, нормативы и содержание комплекса ГТО, предлагаются специальные формы работы в сочетании с традиционными, что обеспечивает коррекцию недостатков в физическом развитии учащихся с глубоким нарушением зрения.

Во введении данного пособия подчеркивалось, что "Физическое развитие, здоровье молодежи, ее готовность к высокопроизводительному труду являются одним из важнейших показателей эффективности работоспособности". Существенное значение эти факторы имеют и для лиц с поражением зрения, работающих на предприятиях Всероссийского общества слепых (ВОС).

Если опустить характерную для того времени идеологическую составляющую предлагаемого комплекса ГТО для незрячих детей, то четко прослеживается ориентация комплекса на их подготовку к труду на специальных предприятиях ВОС, в которых граждане с поражением зрения привлекались к трудовой деятельности по достаточно узкому перечню профессий, определяемому для данной категории граждан. При этом подчеркивалась роль комплекса в укреплении здоровья занимающихся, повышения их физических и духовных сил.

В связи с отменой в настоящее время каких-либо перечней профессий для инвалидов различных нозологических групп (исключением являются лица с интеллектуальными нарушениями), большими сложностями подготовки данной категории граждан к военной деятельности, повсеместным внедрением инклюзивного подхода в обучении и трудоустройстве инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья важнейшим принципом по установлению государственных требований к уровню их физической подготовленности является принцип ориентации на действующий ВФСК ГТО для здоровых лиц [4, 14, 16, 18].

Итак, первым установочным положением (принципом) определения государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов различных гендерных и возрастных групп является ориентация на нормативы и требования действующего комплекса ГТО для здоровых граждан нашей страны.

Этот принцип прямо вытекает из Конвенции ООН о правах инвалидов, стандартных правил ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов, идей инклюзии и социальной интеграции данной категории граждан, пронизывающих федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, касающиеся их жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что этот принцип определяет и алгоритм измерения и оценки нормативов, которые не могут быть выполнены лицами с инвалидностью по объективным причинам - отсутствие верхних или нижних конечностей, поражения спинного мозга, заболевание церебральным параличом и другие. Для такой категории граждан, согласно данному принципу, должны быть подобраны другие, доступные для них физические упражнения, способы выполнения двигательных действий и соответствующих заданий, позволяющие осуществлять измерение и оценку тех же качеств или навыков, которые предусмотрены в комплексе для здоровых лиц - силы, выносливости, гибкости, скоростных и скоростно-силовых возможностей, координационных способностей; прикладных навыков - плавание, бег и передвижение на лыжах, стрельба из пневматического или электронного оружия, метание мяча или спортивного снаряда на дальность, смешанное передвижение с учетом использования дополнительных технических средств, приспособлений и тренажеров.

Этот принцип позволяет сформулировать важное правило - необходимость обязательной коррекции норм и требований комплекса для инвалидов при изменении норм и требований ВФСК ГТО для здоровых граждан, обязательного приведения их в соответствие и во взаимосвязь.

Второй принцип, определяющий главный вектор всей идеологии Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для инвалидов, состоит в формировании установок на активный образ жизни, добровольное принятие ими активной жизненной позиции, направленной на преодоление психологических комплексов неполноценности, зависимости, отчужденности, на мобилизацию своих усилий, волевых проявлений на выполнение адаптированной к особенностям заболевания программы двигательной деятельности, комплексов физических упражнений во всех жизненных ситуациях - во время болезни и лечения, физической, медицинской и социальной реабилитации, профессиональной деятельности.

Данный принцип выдвигает важное правило - ориентации на самого себя, на свою активность, на обязательность выполнения ежедневного двигательного режима, согласованного с врачами и специалистами по адаптивной физической культуре, а не только на высокотехнологичную медицинскую помощь, "чудодейственные" лекарства, биологические активные добавки к пище, безусловно играющие важную, но, отнюдь, не решающую роль в жизни человека с инвалидностью.

Реализация этого принципа позволяет преодолеть психологические стереотипы во взглядах на инвалидов и, главное, удовлетворить потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих возможностей, сопоставлении их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем. На рис. 1 представлены типичные психологические стереотипы (заблуждения) и правильные положения во взглядах на инвалида.

СТЕРЕОТИПЫ (ЗАБЛУЖДЕНИЯ)

ПРАВИЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Необходимость ограничения двигательной активности инвалида, назначение ему только лечебной физкультуры

Адаптированная к инвалиду двигательная активность во много раз важнее, чем для здоровых лиц

Главное в работе с инвалидом - медицинские технологии, биологически активные добавки, различные виды помощи извне (массаж, физиотерапия, отдых и др.)

Главное в работе - установка на собственную активность, в том числе двигательную, в сочетании с медицинскими технологиями во всем: в лечении, в реабилитации, в жизни

Ограниченность инвалида, потребность в помощи, меньшие способности в учебе, труде, спорте и других сферах жизни, они нуждаются в постоянной опеке со стороны здоровых лиц

Инвалиды не менее способны во всех сферах жизни. Здоровые лица, государство обязаны обеспечить для них доступную среду, равные возможности, чтобы они могли проявить свои способности

Инвалидам необходимо обеспечить равные возможности, равные права, но их не следует отягощать обязанностями

Инвалиды должны быть наделены равными со здоровыми лицами правами и иметь равные обязанности

Рис. 1. Психологические стереотипы (заблуждения) и правильные положения во взглядах на инвалида.

Положительное влияние занятия по подготовке к сдаче нормативов физкультурно-спортивного комплекса для инвалидов оказывают на воспитание его психической культуры, выступают как "школа воли", "школа эмоций", "школа характера" [13].

Цели и задачи, используемые занимающимися при подготовке к сдаче нормативов физической подготовленности полностью удовлетворяют требованиям педагогики по формулировке (постановке) целей и задач.

Во-первых, они имеют явно положительную направленность и отвечают на вопрос - чего я хочу достичь (прыгнуть дальше, "отжаться" большее количество раз и т.п.), а не концентрируют свое внимание на том, чего я не хочу.

Во-вторых, достижение целей здесь зависит прежде всего от самого человека (его трудолюбия, целеустремленности, умение преодолевать лень и т.п.).

В-третьих, достижения целей, решение задач имеет сенсорные критерии очевидности.

В-четвертых, цели и задачи в этом случае не имеют конфликта с другими ценностями человека, они помогают, а не мешают ему.

На рис. 2 - 4 показана "идеология" активного и пассивного образов жизни.

00000001.jpg

Рис. 2. Схематическое изображение идеологии активного и пассивного образов жизни в лечении и реабилитации.

00000002.jpg

Рис. 3. Схематическое изображение идеологии активного и пассивного образов жизни в труде и культуре.

00000003.jpg

Рис. 4. Схематическое изображение идеологии активного и пассивного образов жизни в спорте и отдыхе.

Третий принцип установления государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов ВФСК предписывает необходимость разработки специальной для данного комплекса классификации лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, в связи с невозможностью использования для этих целей их разделение на классы, применяющее в нашей стране и мире (инвалиды I, II и III группы; инвалиды по видам заболеваний на основе международной классификации болезней МКБ-10 и др.) [18].

Безусловно, для работы по подготовке инвалидов к сдаче нормативов комплекса и, особенно к самой процедуре соревнований, необходим допуск врача по спортивной медицине. Итак первый классифицированный признак разделения инвалидов на классы в связи с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом формулируется так: наличие или отсутствие допуска врача к сдаче соответствующих норм.

Разделение же инвалидов, допущенных к процедуре тестирования, на другие классы или группы, должно осуществляться таким образом, чтобы предопределять технологию работы по установлению государственных требований к уровню их физической подготовленности.

Поэтому в качестве оснований для разделения инвалидов на группы и классы (классификационных признаков) предлагаются:

- сохранность структуры и функций опорно-двигательного аппарата инвалида;

- наличие опыта соревновательной деятельности у представителей той или иной нозологической группы инвалидов.

В частности, первый признак разделяет инвалидов на тех, у кого сохранены структуры и функции опорно-двигательного аппарата (лица с поражением зрения, слуха, лица с интеллектуальными нарушениями, с болезнями систем кровообращения, органов дыхания, пищеварения и т.п.) и тех, у кого они повреждены (лица с ампутационными поражениями, с травмами позвоночника и спинного мозга, с поражением центральных механизмов управления двигательной деятельностью).

Второй признак позволяет разделить тех, у кого сохранены структура и функции опорно-двигательного аппарата на два класса:

- тех, кто участвует в занятиях и соревнованиях по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта, и

- тех, у кого отсутствует практика соревновательной деятельности (лица с болезнями систем кровообращения, органов дыхания, пищеварения и т.п.).

Четвертый принцип состоит в определении таких адаптированных к особенностям инвалидов требований к уровню их физической подготовленности, которые бы учитывали влияние на результат испытаний (тестов) именно особенностей болезни (дефекта), а не показателей реального или актуального состояния инвалидов. Поскольку на значения последних показателей сказывается влияние не только имеющегося заболевания (дефекта), но и недостаточное внимание со стороны педагогов и самих занимающихся к необходимости активного развития их физических способностей или, по-другому, данное реальное отставание обусловлено как самим заболеванием (дефектом), так и отсутствием должной двигательной активности из-за этого заболевания (дефекта).

Из данного принципа вытекает важное правило - определение коэффициентов уменьшения нормативов здоровых спортсменов, количественных показателей своеобразного "гандикапа" для расчета государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов с сохранными структурой и функциями опорно-двигательного аппарата при выполнении нормативов ВФСК должно осуществляться на основе сравнительного анализа не только эмпирических данных измерения возможностей здоровых лиц и самих инвалидов, имеющих как правило очень большую вариативность, но и, прежде всего, показателей отставания инвалидов, активно занимающихся физической культурой и спортом, от показателей здоровых спортсменов. К таким показателям необходимого сравнительного анализа относятся результаты олимпийцев, паралимпийцев и сурдлимпийцев на уровне их высших достижений - мировых рекордов; спортсменов и спортсменов-инвалидов, активно тренирующихся и выполняющих нормы и требования Единой всероссийской спортивной классификации (ЕВСК), Федеральных стандартов спортивной подготовки (ФССП) по видам спорта и адаптивного спорта [1 - 3].

Нетрудно видеть, что в этом случае сравнительному анализу подвергаются результаты здоровых лиц и лиц с инвалидностью, активно занимающихся развитием и совершенствованием своих физических качеств и способностей.

Для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - с болезнями внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.) для стимулирования их активности предлагаются занятия лечебной физической культурой.

Для инвалидов с нарушенными структурами и функциями опорно-двигательного аппарата нормативы рассчитываются на основе учета соревновательной практики, норм и требований ЕВСК, ФССП инвалидов, имеющих аналогичные проблемы, но активно занимающихся адаптивным, в данном случае паралимпийским, видом спорта.

Именно такой подход к формированию государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов обеспечит их попадание в, так называемую, зону актуального и ближайшего развития, будет способствовать реальной мотивации и преодолению своих недостатков и выходу на новый уровень развития физических качеств и способностей [8].

И, наконец, пятый принцип, получивший название - "навстречу природе" - ориентируется на развитие и, в перспективе, оценку установленных требований к уровню физической подготовленности инвалидов с учетом генетической программы их развития, предрасположенности развития тех или иных качеств, их сильных сторон моторики, а не на подтягивание слабых звеньев, слабых сторон подготовленности [17].

Этот принцип находится в определенном диалектическом противоречии с принципом "гармоничности или пропорциональности развития качеств и способностей человека", используемом в комплексе для здоровых граждан и поэтому нуждается в дополнительном научном исследовании.

На рис. 5 представлены все рассмотренные принципы по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов в контексте ВФСК.

Первый принцип - ориентация на нормативы и требования действующего комплекса ГТО для здоровых граждан нашей страны.

Второй принцип - формирование установок на активный образ жизни, преодоление психологических комплексов неполноценности инвалидов (зависимости, отчужденности, снижение самооценки и др.).

Третий принцип - необходимость разработки для комплекса ГТО специальной классификации инвалидов.

Четвертый принцип - использование для различных классов инвалидов следующих видов алгоритмов определения для них нормативов: гандикапный, определение новых нормативов.

00000004.png

Пятый принцип - "навстречу природе" - ориентирует на развитие физических качеств с учетом генетической программы их развития инвалидов.

Рис. 5. Принципы по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов ВФСК.

В завершении рассмотрения принципов по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов подчеркнем, что реализация перечисленных принципов позволит приобщить инвалидов к более активной жизненной позиции, повысить уровень качества их жизни.