ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со "Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года", Государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", в свете Конвенции ООН о правах инвалидов важнейшим направлением работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами является вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом [7, 14, 16, 18.].

Идея обеспечения равных возможностей для инвалидов во всех сферах социальной жизни, повышения всех видов активности инвалидов, включая разумеется двигательную активность, красной нитью проходит в целом ряде международных правовых актов, в частности в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, в упоминавшейся Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированных в Российской Федерации.

Одной из причин снижения уровня качества жизни инвалидов нашей страны, недостаточное их вовлечение в систематические занятия адаптивной физической культурой являются неверные психологические стереотипы относительно инвалидов, образа и качества их жизни.

У широких слоев населения нашей страны, представителей системы здравоохранения и, главное у самих инвалидов, существует представление о необходимости ограничения их двигательной активности, необходимости регулярного потребления фармакологических средств для поддержания жизнеспособности, широкого использования технических средств (инвалидных колясок, автомобилей и др.).

Однако пассивность инвалидов, недостаточная уверенность в своих возможностях и способностях обрекает их на жизнь, в которой они чрезмерно зависят от внешних обстоятельств и окружающих их людей. Все это порождает усугубление психологических комплексов неполноценности, характеризующихся тревогой, потерей личного достоинства, уверенности в себе, пассивностью, отчужденностью, что безусловно, тормозит проявление реальных возможностей и целесообразной двигательной активности, которая предоставляет возможность инвалиду осуществить коррекцию основного дефекта, компенсацию недостающих свойств и качеств, профилактику сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений [7, 15].

Как показывают результаты проведенного исследования, сегодня надо обращать внимание специалистов, работающих с инвалидами, не только на медико-биологическую реабилитацию средствами физической культуры и спорта, на содействие восстановлению и развитию физических возможностей инвалидов, на профилактику сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, возникающих в связи с вынужденной гиподинамией из-за инвалидности, но, прежде всего на обеспечение социальной адаптации и интеграции людей с инвалидностью в современное общество, повышение качества их жизни с опорой на потенциал адаптивной физической культуры, адаптивного спорта, как социальных институтов [7, 14 - 16, 18].

Одним из возможных путей устранения отмеченных причин низкой активности инвалидов является предоставление им информации о возможностях людей, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем, а также утверждение показателей физической подготовленности людей, имеющих те или иные заболевания, в качестве государственных требований к их физическим кондициям с учетом основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

Таким образом, одним из факторов повышения мотивации к добровольным занятиям адаптивной физической культурой и адаптивным спортом (физической культурой и спортом для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов) может стать внедрение в практику Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса, в котором будут представлены требования к уровню физической подготовленности инвалидов с учетом их физического состояния [7, 14].

Важность определения государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурного спортивного комплекса, подтверждается еще и п. 41 "Плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурного спортивного комплекса, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. N 1165-р.

Актуальность научно обоснованных рекомендаций по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов различного возраста, пола, вида поражения тех или иных органов и систем подтверждается тем, что в этом случае установку на активность инвалидов, их подготовку к доступной профессиональной деятельности, на обеспечение для них равных возможностей дает государство, беря на себя, при наличии у инвалидов желания и, подчеркнем еще раз - доброй воли, выполнение всех процедур тестирования и оценки показателей.

Таким образом, именно государство ставит перед собой задачу повышения качества жизни данной категории наших граждан, которое определяется не столько патологией и медицинскими аспектами, сколько субъективным восприятием и самооценкой своего состояния, которые практически никогда не бывают одинаковыми даже при объективно равных отклонениях в состоянии здоровья.

Именно поэтому социальный аспект работы с инвалидами средствами адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, путем внедрения разработанного для них Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса объективно более важен, чем собственно медицинский, который, безусловно, необходимо учитывать в данной работе.

В заключении введения особо подчеркиваем, что активное внедрение социальных институтов адаптивной физической культуры и элементов адаптивного спорта в виде Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса предлагается в нашей стране впервые. Более того, подобный подход отсутствует и в мировой социальной практике.