4. Научное обоснование и разработка адаптированных подходов к оценке гармоничности и пропорциональности развития физических качеств у инвалидов

4. Научное обоснование и разработка адаптированных

подходов к оценке гармоничности и пропорциональности

развития физических качеств у инвалидов

Во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) реализуется подход к оценке физической подготовленности лиц, названный нами, как установка на гармоничность развития всех качеств и прикладных навыков, по которым присваивается тот или иной знак отличия. Это означает, что, если например для получения золотого знака на какой либо ступени необходимо выполнить от 4 (X - XI ступени) до 9 (III - VII ступени) испытаний, то во всех этих испытаниях должен быть выполнен норматив для золотого знака. Не выполнение даже одного норматива (из 4 или 9) означает, что претендент на золотой знак лишается такой возможности.

В принципе такой подход часто называют установка на необходимость "подтягивания слабых звеньев" до состояния их гармоничного развития.

Учитывая то, что у инвалидов гармония развития физических кондиций, как правило, нарушена в силу наличия у них того или иного заболевания или дефекта, возникает или актуализируется проблема реализации принципа "навстречу природе", в соответствии с которым главное внимание уделяется именно тем качествам, развитие которых обусловлено генетической программой индивида. Причем "подтягивание слабых звеньев" осуществляется автоматически именно в процессе работы над сильными сторонами моторики.

В адаптивной физической культуре и адаптивном спорте принцип "навстречу природе" относится к одному из наиболее приоритетных [7], поскольку для эффективной работы по реабилитации и, особенно, интеграции инвалидов в социум, для работы по преодолению у них психологических комплексов - очень важно видеть результаты прогресса, пусть даже незначительного. Именно поэтому им предлагаются упражнения, которые более всего подходят для них генетически и которые, как следствие, вызывают у них положительные эмоции, укрепляют чувства уверенности в своих силах, самоуважения, повышают чувства собственного достоинства.

Необходимо отметить, что отказ от буквальной гармоничности развития, необходимости выполнения всех нормативов на золотой или серебряный знаки не является чем-то новым в работе с инвалидами.

В частности, в уже упоминавшейся работе Д.М. Маллаева (Комплекс ГТО в школе для слепых детей, ВОС, 1986) [12] предлагалось следующее:

- для сдачи норм на золотой значок детям в возрастных группах 10 - 11 и 12 - 13 необходимо выполнить из шести обязательных норм не менее трех - на уровне требований для золотого значка, а три нормы - на уровне требований для серебряного значка;

- из общего числа альтернативных (без дифференциации) норм по выбору выполнить две (в возрасте 10 - 11 лет) и три (в возрасте 12 - 13 лет).

В возрасте 14 - 15 лет из шести норм, которые должны быть выполнены на золотой значок - не менее четырех должны быть на уровне требований для золотого значка и две нормы - на уровне для серебряного значка.

И наконец, для 16 - 18 летних юношей и девушек количество обязательных упражнений увеличивается до 11, а на золотой значок необходимо выполнить юношам - не менее шести норм на уровне требований для золотого значка, а остальные пять - на уровне требований для серебряного значка, а у девушек - пять на уровне требований для золотого значка и шесть на уровне требований для серебряного.

Таким образом, у незрячих девушек имелась возможность получить золотой значок при выполнении менее 50% процентов требований для золотого значка при условии, что остальные нормативы будут выполнены на уровне требований для серебряного значка.

Следовательно, предложения об отступлении от необходимости гармоничного развития всех физических качеств на одинаково высоком уровне у инвалидов имело место уже в 1986 году.

Однако это был лишь шаг в этом направлении.

Для полноценной реализации принципа "навстречу природе" необходимо перейти на другую систему учета достижений в каждом конкретном испытании.

В этом случае целесообразно перейти на бальную систему подсчета результатов по аналогии с той системой, которая используется, например, в легкоатлетических многоборьях. Тогда появляется возможность набрать "запас прочности" при исполнении нормативов, где инвалид является наиболее сильным, и компенсировать недобор баллов в испытаниях, где его результат не очень хорош, например на уровне бронзового знака отличия. Разумеется, для внедрения подобной системы оценки результатов испытаний физической подготовленности инвалидов необходимо провести дополнительные исследования, в том числе и по оценке самой идеи принципа "навстречу природе", ее сравнения с принципом необходимости гармоничного развития физических качеств.