2.1. Теоретические предпосылки для выбора стратегии тестирования уровня физической подготовленности инвалидов

2.1. Теоретические предпосылки для выбора стратегии

тестирования уровня физической подготовленности инвалидов.

На основе проведенных исследований - анализа литературных источников, анкетирования, экспертных заключений специалистов в качестве стратегии тестирования и оценки физического и функционального состояния граждан Российской Федерации с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, распределенных на одиннадцать ступеней и шестнадцать возрастных групп, была выбрана стратегия, базирующаяся на нормативно-ориентированном и критериально-ориентированном подходах [23 - 25].

В качестве примеров нормативно-ориентированного подхода можно привести перцентильные шкалы, возрастные нормативы, шкалу "Лонгитюд" и другие типы нормативов. Стандартные шкалы для нормативно-ориентированных тестов обычно разрабатываются путем тестирования значительного количества определенных групп субъектов (лиц, отбираемых по половому и возрастному признаку) с последующим анализом и обобщением в виде шкал, которые, в свою очередь, оформляют, как правило, в виде набора таблиц.

Именно такой подход использовался специалистами при разработке и последующей корректировке государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду обороне".

Однако использование нормативно-ориентированного подхода для установления государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов представляется нерациональным и неэффективным, в связи с очень большой вариативностью показателей тестирования данной категории населения, разнообразием видов заболеваний и дефектов и рядом других факторов, в частности, отсутствием четко регламентированной системы оформления допусков инвалидов к сдаче нормативов по оценке уровня их физической подготовленности.

Кроме того, результаты предварительно проведенного их тестирования продемонстрировали значительное отставание от результатов здоровых граждан, которое обусловлено не только наличием того или иного заболевания, но и недостаточной двигательной активностью данной категории граждан. Сниженная активность инвалидов, их пассивность вытекает из типичных психологических стереотипов об их ограниченных возможностях, ориентации на внешние факторы поддерживания жизнедеятельности (фармакология, биологически активные добавки и др.) (рис. 1).

Критериально-ориентированный подход позволяет охарактеризовать уровень развития физических качеств, владения оцениваемыми навыками или способностями. Используемые в данном случае оценочные шкалы представляют собой допустимый уровень результатов выполнения тестов в показателях, которые определяются на основании мнения специалистов (экспертов), логики, практического опыта и других оснований.

Нормативно-ориентированные оценки предполагают сравнение результатов тестирования лиц с нормативными данными, тогда как в критериально-ориентированной оценке этого нет, здесь все зависит от того, насколько качества, умениями навыки занимающихся удовлетворяют предъявляемым требованиям, находятся в границах заданного "коридора" отклонений и не имеют никакого отношения к сравнению занимающихся между собой.

Хорошими примерами критериально-ориентированных тестов являются Fitnessgram (Cooper Institute for Aerobics Research, 1999), а также Брокпортский тест [24, 25].

Критерии, применяемые в Fitnessgram характеризуют уровень показателей, который предположительно необходим для достижения целей, имеющих отношение к хорошему здоровью и нормальному функциональному состоянии.

Для каждого оцениваемого показателя разработаны нормативы для зоны "нормального физического состоянии" в зависимости от пола и возраста (от 5 до 17 лет и больше). Зона нормального физического состояния имею верхнюю и нижнюю границу ("коридор"). Следует стремиться, чтобы все показатели находились в рамках заданной границы.

Критериально-ориентированный подход, нацеливающий человека на достижение определенного уровня физической подготовленности и поддержание его на этом уровне, оптимизирует время, необходимое для достижения определенной ступени, создает предпосылки и возможности для всестороннего развития личности, ее интеллектуальных, эстетических, творческих и других проявлений. Поддержание своих физических кондиций на известном заданном уровне с минимальными затратами времени позволяет максимально полно раскрыть все стороны личности, исключить факторы, обусловленные недостаточным физическим развитием, частыми заболеваниями, тормозящими этот процесс.

Подход, в соответствии с которым человек должен в течении своей жизни постоянно увеличивать время для повышения уровня своей физической подготовленности, нельзя отнести к достаточно теоретически обоснованному.

Поэтому, соглашаясь с В.А. Уваровым [19 - 22], что увеличение трудности нормативов позволяет заинтересовать население в планомерном совершенствовании своей физической подготовленности и получении знаков более высокого достоинства, необходимо отметить, что увеличение трудности нормативов не может не привести к увеличению временных затрат, необходимых для планомерного совершенствования своей физической подготовленности. При этом, конечно, остро стоит вопрос - до какого уровня следует повышать трудность нормативов? И как это скажется на развитии других сторон личности?

Таким образом, определение трудности нормативов, базирующееся на статистической обработке эмпирических данных (данных тестирования значительного количества определенных групп субъектов) и заданных критериях трудности, в соответствии с которыми, например, только 70% от числа тестируемых смогут выполнить нормативы на бронзовый и более высокого ранга знаки отличия, целесообразно использовать только на ограниченных, начальных этапах внедрения (возрождения) ВФСК. На последующих этапах использование данного комплекса и у здоровых лиц необходимо применять постоянные нормативы для всех видов знаков отличия (золотой, серебряный и бронзовый), которые будут подтверждать готовность человека к современным условиям трудовой и военной деятельности.

В противном случае, при последующих масштабных тестированиях уровня физической подготовленности населения и использовании того же заданного критерия трудности (70%), возросший уровень физической подготовленности народа неизбежно приведет к пересмотру нормативов в сторону их увеличения, а следовательно к необходимости увеличения временных затрат на сохранение даже уже имеющихся у человека знаков отличия. Причем этот процесс увеличения нормативов будет перманентным, если уровень физической подготовленности населения будет расти.

Поэтому при установлении государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса предложен подход, условно отнесенный к критериально-ориентированным, в котором оценочные шкалы представляют собой нормативы, представление в ВФСК ГТО для здоровых лиц, но с использованием понижающих коэффициентов, количественных показателей своеобразного "гандикапа", величина которого обусловлена действиями имеющегося заболевания (дефекта).

Таким образом, на данном этапе разработки нормативов для оценки физической подготовленности инвалидов была выбрана как наиболее целесообразная и эффективная стратегия, объединяющая нормативно-ориентированный подход, использованный для обоснования нормативов для тестирования здоровых граждан нашей страны, и критериально-ориентированный, в котором оценочные шкалы базируются на нормативах, представленных во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО) для здоровых, но с использованием понижающих корректировочных коэффициентов, величины которых обусловлены действием основного заболевания, но исключающих факторы, обусловленные пассивностью лиц с инвалидностью.

Необходимо отметить, что критериально-ориентированный подход использовался и для случая, когда применение нормативов здоровых лиц не представлялось возможным.

Речь идет о разработки и установлении требований для лиц с нарушениями структуры и функции опорно-двигательного аппарата. В этом случае в качестве критериально-ориентированных шкал использовались показатели соревновательной деятельности инвалидов, которые имеют аналогичные нарушения ОДА, а также данные Единой всероссийской спортивной классификации. Разумеется, эти шкалы подходят только для тех инвалидов, которые могут быть отнесены к тому же спортивно-функциональному классу, на примере которого они построены. Причем спортивно-функциональный класс определяется отдельно для каждого вида нормативов - бег, прыжки, метания, плавание, бег на лыжах и др.

В перспективе, по мере накопления эмпирических данных возможна коррекция предлагаемых нормативов за счет использования нормативно-ориентированных шкал по аналогии со здоровыми лицами.