Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

10.2.1. Оценка скрытой деятельности

Неукоснительное соблюдение органами государственной статистики положений статьи 9 Закона о статистике об обеспечении конфиденциальности первичных статистических данных, предоставляемых респондентами, использование этих данных исключительно в целях получения сводной статистической информации и размещение ее в открытом доступе только в агрегированном виде способствует росту доверия органам государственной статистики со стороны респондентов, отражению ими в формах федерального статистического наблюдения более полных сведений и таким образом сокращению размеров скрытой деятельности.

Однако анализ получаемых статистических данных об объеме платных услуг населению, проверка их с помощью сопряженных показателей свидетельствует, что в ряде случаев продолжает иметь место предоставление респондентами сведений, не отражающих истинные размеры оказанных ими населению платных услуг.

Закон о статистике, определяющий правовые основы для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета, не предусматривает в отношении респондентов возможности проведения субъектами официального статистического учета проверок (сверки сведений в формах официального статистического наблюдения с данными первичного учета). Выявить размер сокрытия на микроуровне в этих условиях весьма проблематично.

В этих условиях единственной возможностью для определения объемов сокрытия платных услуг населению является их расчет на основе привлечения косвенных данных из различных источников, включая административные, распространения сложившихся по сопряженным показателям тенденций и соотношений на искомый показатель, а также использование приемов сравнительного анализа, экстраполяции, моделирования, экспертной оценки и тому подобное. Естественно, что такой подход предполагает некоторые условности и допуски.

Понятие "объем сокрытия платных услуг населению" (Осд) представляет собой разницу между фактическим объемом платных услуг населению (то есть в действительности оказанных и оплаченных услуг) и их объемом, включенным респондентами в статистическую отчетность.

Расчет объема сокрытия платных услуг населению производится отдельно по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в ежегодном режиме по следующей формуле:

Осдi = Онбi x Ксi, где [9]

Осдi

-

объем сокрытия платных услуг населению по i-тому типу хозяйствующих субъектов;

Онбi

-

объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу i-того типа хозяйствующих субъектов;

Ксi

-

коэффициент сокрытия по i-тому типу хозяйствующих субъектов;

i

-

тип хозяйствующих субъектов: индивидуальные предприниматели (i = 1), юридические лица (i = 2).

При расчете объема сокрытия по индивидуальным предпринимателям объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу равен Оип, при расчете по юридическим лицам - сумме Оксм + Омал + Омк.

Коэффициент сокрытия объемов платных услуг населению по i-тому типу хозяйствующих субъектов (Ксi) рассчитывается по следующей формуле:

00000012.wmz, где [10]

Дсi

-

доля респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений;

00000013.wmz

-

средний уровень занижения данных респондентами, допускающими отражение в статистической отчетности неполных сведении по j-тому виду платных услуг населению;

j

-

вид платных услуг населению.

Для расчета доли респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений (Дсi), следует воспользоваться данными по форме N 1-ККТ "Сведения о результатах контрольной работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники и использованию специальных банковских счетов", размещенными на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: //www.nalog.ru/Ваш регион/Иные функции ФНС/Статистика и аналитика/Данные по формам статистической налоговой отчетности.

Раздел I этой формы содержит, в частности, следующие показатели:

единиц

Показатель

Код строки

Индивидуальные предприниматели

Организации

Количество проведенных проверок

1050

Количество проверок, которыми установлены нарушения

1060

Использование этих данных для расчета Дсi осуществляется с допуском, что если у какой-то части хозяйствующих субъектов в ходе проводимых органами ФНС России проверок по применению контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) были установлены факты неприменения ККТ и/или нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, то такова же в пропорции и доля респондентов, указывающих в статистической отчетности неполные сведения:

Дсi = Пнi/Пвi, где [11]

Дсi

-

доля организаций (ИП), допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений;

Пнi

-

количество проведенных проверок организаций (ИП), по которым установлены нарушения;

Пвi

-

общее количество проведенных проверок организаций (ИП).

Поскольку форма N 1-ККТ разрабатывается налоговыми органами в целом без распределения проверок по видам экономической деятельности, которыми занимаются проверяемые хозяйствующие субъекты, то условно принимается, что доля респондентов, не показывающих в статотчетности полные сведения, одинакова по всем видам услуг.

Средний уровень занижения респондентами-нарушителями сведений в статистической отчетности 00000014.wmz - это среднее соотношение объемов сокрытия и объемов, включенных ими в статистическую отчетность. Измеряется в долях единицы, но при этом может быть и больше единицы, если сокрытие превышает объемы, показанные в статотчетности.

Как указывалось выше, на микроуровне установить уровень сокрытия затруднительно. Поэтому используются косвенные данные.

Общеизвестно, что причина умышленного занижения (сокрытия) объемов деятельности в целях уклонения от уплаты налогов, отчислений на социальные цели, получения более высокой прибыли. Исходя из этого, можно предположить, что уровень сокрытия объемов деятельности коррелирует со скрытой оплатой труда, средства для которой и образуются за счет этого.

На макроуровне в целом по экономике производится оценка балансовым методом оплаты труда наемных работников с учетом скрытой оплаты труда и смешанных доходов (то есть насколько фактическая оплата труда превышает официальную). В целом по России в 2016 г. фактическая оплата труда превышала официальную на 31,7%. Исходя из этого, средний уровень занижения респондентами сведений в статистической отчетности в целом по экономике можно оценить в 0,317.

Однако использование этого соотношения может служить лишь общим ориентиром при определении среднего уровня занижения сведений об объеме платных услуг населению в статотчетности, так как оно не учитывает ни территориальные различия, ни особенности видов деятельности по оказанию разных видов услуг.

Для учета этих различий и особенностей в расчеты следует включить данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций, которые разрабатываются в разрезе субъектов Российской Федерации, видов экономической деятельности и категорий хозяйствующих субъектов.

При этом исходя из предположения, что на предприятиях, занимающихся производством одних и тех же видов услуг, уровень оплаты труда работников примерно одинаков у средних и малых предприятий, а также что вероятность сокрытия объемов деятельности наиболее высока в сфере малого бизнеса, условно принимается, что разница в данных о среднемесячной начисленной заработной плате работников по кругу средних предприятий и по кругу малых (без учета микропредприятий), в пропорции соответствует среднему уровню занижения респондентами-нарушителями сведений по соответствующему виду услуг в статистической отчетности 00000015.wmz.

Формирование официальной статистической информации о среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций осуществляется на основе федерального статистического наблюдения по формам N П-4 (месячная) "Сведения о численности и заработной плате работников" (предоставляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства), N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия".

Поскольку перечень видов платных услуг по содержанию не полностью совпадает с наименованием видов экономической деятельности по ОКВЭД2, то при выборе вида деятельности, соответствующего виду платных услуг населению выделяемому в статотчетности, возможно использовать группировки ОКВЭД2 на уровне двух, трех знаков (классы/подклассы).

Расчет 00000016.wmz производится по следующей схеме: