II. Структура и содержание Положения по учету и контролю ядерных материалов в организации
10. Рекомендуемая структура Положения:
б) организация учета и контроля ЯМ в организации;
в) описание ЗБМ и зон отчетности;
г) перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативно-технического учета;
д) учет и контроль при передачах ЯМ;
е) средства контроля доступа к ЯМ;
ж) система измерений в учете и контроле ЯМ;
з) проведение физических инвентаризаций ЯМ;
и) расследование аномалий в учете и контроле ЯМ;
к) меры учета и контроля ЯМ при авариях и чрезвычайных ситуациях;
л) административный контроль состояния учета и контроля ЯМ;
н) порядок подготовки и допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ.
При необходимости отражения каких-либо особенностей учета и контроля ЯМ в организации рекомендуется дополнить Положение необходимыми сведениями, которые могут быть помещены в дополнительные разделы.
11. Термины и определения, а также список сокращений, используемые в Положении, рекомендуется оформлять в виде приложений. При этом список сокращений рекомендуется составлять при наличии значительного их количества в тексте Положения.
12. В разделе Положения "Общие положения" рекомендуется отразить:
а) цели и задачи учета и контроля ЯМ в организации;
б) назначение и область применения Положения;
в) состав нормативной базы, использованной при разработке Положения;
г) подразделения организации и перечень должностных лиц, на которые распространяется действие Положения.
13. В разделе Положения "Организация учета и контроля ЯМ в организации" рекомендуется указать:
а) подразделения организации, на которые возложены задачи по учету и контролю ЯМ, их функциональную подчиненность;
б) распределение ответственности и обязанностей по учету и контролю ЯМ между должностными лицами и подразделениями организации;
в) перечень ЯМ, подлежащих учету и контролю в ЗБМ организации.
Кроме того, рекомендуется сделать ссылку на перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ.
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ, рекомендуется оформлять в виде приложения к Положению. Также в виде приложений к Положению рекомендуется оформлять перечни, образцы форм нормативных и распорядительных документов организации, в соответствии с которыми организован учет и контроль ЯМ.
14. В разделе Положения "Описание ЗБМ и зон отчетности" рекомендуется:
а) привести перечень ЗБМ в организации с указанием категории ЯМ для ЗБМ;
б) для каждой ЗБМ: привести описание физических границ, структуры (перечень подразделений организации, входящих в ЗБМ); указать категорию ЯМ в ЗБМ; привести перечень ключевых точек измерений (далее - КТИ) ЯМ с указанием их назначения; указать периодичность проведения физических инвентаризаций (далее - ФИ) ЯМ в ЗБМ; указать виды и формы ЯМ в ЗБМ; привести описание мест размещения ЯМ в ЗБМ, описание или схему перемещений ЯМ в ЗБМ (включая перемещения как внутри ЗБМ, так и в/из ЗБМ с указанием КТИ, информацию о местах образования возможных потерь ЯМ (или информацию о том, что такие места отсутствуют), перечень применяемых в ЗБМ средств контроля доступа (далее - СКД);
в) привести количество и структуру зон отчетности (далее - ЗО), сформированных из ЗБМ организации.
15. В разделе Положения "Перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативно-технического учета" рекомендуется определить:
а) общий порядок постановки на учет и снятия с учета ЯМ в ЗБМ организации;
б) перечень учетных документов;
в) общий порядок ведения (оформления) учетных документов, внесения в них исправлений;
г) перечень отчетных документов ЗБМ, порядок и сроки их представления;
д) перечень отчетных документов ЗО, установленных Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", порядок и сроки их представления;
е) задачи оперативно-технического учета ЯМ, общий порядок его осуществления;
ж) ответственность за ведение (оформление) соответствующих учетных документов, составление и предоставление отчетных документов ЗО (если такая ответственность не установлена в разделе Положения "Организация учета и контроля ЯМ в организации").
Формы учетных и отчетных документов рекомендуется приводить в приложениях к Положению.
Перечни основных сведений, которые рекомендуется отражать в учетных и отчетных документах, приведены в приложениях N 1 - 4 к настоящему Руководству по безопасности.
16. В разделе Положения "Учет и контроль при передачах ЯМ" рекомендуется отразить:
а) общий порядок приемки ЯМ от других организаций и отправки ЯМ в другие организации;
б) порядок передачи ЯМ между ЗБМ организации;
в) процедуры входного контроля ЯМ при приемке ЯМ от других организаций и при передачах ЯМ между ЗБМ организациями (в том числе порядок проведения внешнего осмотра и проверки количества ЯМ, контроля пломб, проведения подтверждающих измерений ЯМ, порядок документального оформления результатов входного контроля ЯМ);
г) порядок подготовки ЯМ к отправке из ЗБМ.
Рекомендуется также указать требования к срокам проведения входного контроля и постановки ЯМ на учет.
17. В разделе Положения "Средства контроля доступа к ЯМ" рекомендуется указать типы применяемых СКД к ЯМ в организации и общий порядок их применения. Кроме того, рекомендуется описать порядок применения "правила двух лиц", если оно применяется в целях контроля доступа к ЯМ.
Описание порядка применения СКД в виде пломб рекомендуется приводить в отдельном документе (например, в документе, содержащем программу применения пломб) и давать в Положении на него ссылку.
18. В разделе Положения "Система измерений в учете и контроле ЯМ" рекомендуется указать сведения, касающиеся общего описания системы измерений и контроля качества измерений ЯМ с учетом положений программ измерений ЯМ для ЗБМ и процедур контроля качества измерений ЯМ.
19. В разделе Положения "Проведение физических инвентаризаций ЯМ" рекомендуется определить:
а) общие положения по подготовке и проведению ФИ ЯМ в ЗБМ, требования (условия) проведения внеплановой ФИ ЯМ;
б) порядок подготовки к проведению ФИ ЯМ;
в) порядок организации и проведения ФИ ЯМ;
г) порядок оформления результатов ФИ ЯМ.
20. В разделе Положения "Расследование аномалий в учете и контроле ЯМ" рекомендуется указать:
а) перечень случаев, подлежащих расследованию, в том числе:
факты обнаружения недостачи (излишка) учетной единицы с ЯМ;
факты обнаружения расхождения значений фактически наличного количества ЯМ и данных учетных документов;
факты обнаружения статистически значимого расхождения данных отправителя и получателя ЯМ, а также несоответствия фактических данных данным, содержащимся в сопроводительных документах на ЯМ;
б) порядок действий персонала организации при обнаружении признаков аномалии в учете и контроле ЯМ;
в) порядок организации и проведения расследования аномалий в учете и контроле ЯМ и их признаков (с учетом особенностей проведения такого расследования в зависимости от вида аномалии);
г) порядок передачи и содержание информации в случае установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ, а также информацию о выполнении мер по устранению и предотвращению причин возникновения аномалии в учете и контроле ЯМ.
21. В разделе Положения "Меры учета и контроля ЯМ при авариях и чрезвычайных ситуациях" рекомендуется отразить:
а) порядок доступа к ЯМ и порядок действий персонала организации в ЗБМ при (после) возникновении(я) аварий, чрезвычайных ситуаций;
б) меры обеспечения сохранности ЯМ при (после) ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций в ЗБМ, в том числе порядок применения СКД;
в) критерии необходимости проведения внеплановой ФИ ЯМ в ЗБМ после ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.
22. В разделе Положения "Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ" рекомендуется отразить:
а) порядок организации и осуществления административного контроля состояния учета и контроля ЯМ (далее - административный контроль), а также информацию о лицах, ответственных за его осуществление;
б) перечень вопросов, подлежащих административному контролю (в том числе контролю наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ);
в) порядок документального оформления результатов административного контроля;
г) порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля.
23. В разделе Положения "Порядок подготовки и допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ" рекомендуется отразить:
а) перечень должностных лиц, осуществляющих учет и контроль ЯМ в организации, которые должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240;
б) организацию подготовки, переподготовки и проверки знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учета и контроля ЯМ;
в) порядок допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ.
24. Все графические и справочные материалы рекомендуется оформлять в виде приложений к Положению.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей