II. Структура и содержание Положения по учету и контролю ядерных материалов в организации

II. Структура и содержание Положения по учету и контролю

ядерных материалов в организации

10. Рекомендуемая структура Положения:

а) общие положения;

б) организация учета и контроля ЯМ в организации;

в) описание ЗБМ и зон отчетности;

г) перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативно-технического учета;

д) учет и контроль при передачах ЯМ;

е) средства контроля доступа к ЯМ;

ж) система измерений в учете и контроле ЯМ;

з) проведение физических инвентаризаций ЯМ;

и) расследование аномалий в учете и контроле ЯМ;

к) меры учета и контроля ЯМ при авариях и чрезвычайных ситуациях;

л) административный контроль состояния учета и контроля ЯМ;

н) порядок подготовки и допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ.

При необходимости отражения каких-либо особенностей учета и контроля ЯМ в организации рекомендуется дополнить Положение необходимыми сведениями, которые могут быть помещены в дополнительные разделы.

11. Термины и определения, а также список сокращений, используемые в Положении, рекомендуется оформлять в виде приложений. При этом список сокращений рекомендуется составлять при наличии значительного их количества в тексте Положения.

12. В разделе Положения "Общие положения" рекомендуется отразить:

а) цели и задачи учета и контроля ЯМ в организации;

б) назначение и область применения Положения;

в) состав нормативной базы, использованной при разработке Положения;

г) подразделения организации и перечень должностных лиц, на которые распространяется действие Положения.

13. В разделе Положения "Организация учета и контроля ЯМ в организации" рекомендуется указать:

а) подразделения организации, на которые возложены задачи по учету и контролю ЯМ, их функциональную подчиненность;

б) распределение ответственности и обязанностей по учету и контролю ЯМ между должностными лицами и подразделениями организации;

в) перечень ЯМ, подлежащих учету и контролю в ЗБМ организации.

Кроме того, рекомендуется сделать ссылку на перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ.

Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ, рекомендуется оформлять в виде приложения к Положению. Также в виде приложений к Положению рекомендуется оформлять перечни, образцы форм нормативных и распорядительных документов организации, в соответствии с которыми организован учет и контроль ЯМ.

14. В разделе Положения "Описание ЗБМ и зон отчетности" рекомендуется:

а) привести перечень ЗБМ в организации с указанием категории ЯМ для ЗБМ;

б) для каждой ЗБМ: привести описание физических границ, структуры (перечень подразделений организации, входящих в ЗБМ); указать категорию ЯМ в ЗБМ; привести перечень ключевых точек измерений (далее - КТИ) ЯМ с указанием их назначения; указать периодичность проведения физических инвентаризаций (далее - ФИ) ЯМ в ЗБМ; указать виды и формы ЯМ в ЗБМ; привести описание мест размещения ЯМ в ЗБМ, описание или схему перемещений ЯМ в ЗБМ (включая перемещения как внутри ЗБМ, так и в/из ЗБМ с указанием КТИ, информацию о местах образования возможных потерь ЯМ (или информацию о том, что такие места отсутствуют), перечень применяемых в ЗБМ средств контроля доступа (далее - СКД);

в) привести количество и структуру зон отчетности (далее - ЗО), сформированных из ЗБМ организации.

15. В разделе Положения "Перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативно-технического учета" рекомендуется определить:

а) общий порядок постановки на учет и снятия с учета ЯМ в ЗБМ организации;

б) перечень учетных документов;

в) общий порядок ведения (оформления) учетных документов, внесения в них исправлений;

г) перечень отчетных документов ЗБМ, порядок и сроки их представления;

д) перечень отчетных документов ЗО, установленных Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", порядок и сроки их представления;

е) задачи оперативно-технического учета ЯМ, общий порядок его осуществления;

ж) ответственность за ведение (оформление) соответствующих учетных документов, составление и предоставление отчетных документов ЗО (если такая ответственность не установлена в разделе Положения "Организация учета и контроля ЯМ в организации").

Формы учетных и отчетных документов рекомендуется приводить в приложениях к Положению.

Перечни основных сведений, которые рекомендуется отражать в учетных и отчетных документах, приведены в приложениях N 1 - 4 к настоящему Руководству по безопасности.

16. В разделе Положения "Учет и контроль при передачах ЯМ" рекомендуется отразить:

а) общий порядок приемки ЯМ от других организаций и отправки ЯМ в другие организации;

б) порядок передачи ЯМ между ЗБМ организации;

в) процедуры входного контроля ЯМ при приемке ЯМ от других организаций и при передачах ЯМ между ЗБМ организациями (в том числе порядок проведения внешнего осмотра и проверки количества ЯМ, контроля пломб, проведения подтверждающих измерений ЯМ, порядок документального оформления результатов входного контроля ЯМ);

г) порядок подготовки ЯМ к отправке из ЗБМ.

Рекомендуется также указать требования к срокам проведения входного контроля и постановки ЯМ на учет.

17. В разделе Положения "Средства контроля доступа к ЯМ" рекомендуется указать типы применяемых СКД к ЯМ в организации и общий порядок их применения. Кроме того, рекомендуется описать порядок применения "правила двух лиц", если оно применяется в целях контроля доступа к ЯМ.

Описание порядка применения СКД в виде пломб рекомендуется приводить в отдельном документе (например, в документе, содержащем программу применения пломб) и давать в Положении на него ссылку.

18. В разделе Положения "Система измерений в учете и контроле ЯМ" рекомендуется указать сведения, касающиеся общего описания системы измерений и контроля качества измерений ЯМ с учетом положений программ измерений ЯМ для ЗБМ и процедур контроля качества измерений ЯМ.

19. В разделе Положения "Проведение физических инвентаризаций ЯМ" рекомендуется определить:

а) общие положения по подготовке и проведению ФИ ЯМ в ЗБМ, требования (условия) проведения внеплановой ФИ ЯМ;

б) порядок подготовки к проведению ФИ ЯМ;

в) порядок организации и проведения ФИ ЯМ;

г) порядок оформления результатов ФИ ЯМ.

20. В разделе Положения "Расследование аномалий в учете и контроле ЯМ" рекомендуется указать:

а) перечень случаев, подлежащих расследованию, в том числе:

факты обнаружения недостачи (излишка) учетной единицы с ЯМ;

факты обнаружения расхождения значений фактически наличного количества ЯМ и данных учетных документов;

факты обнаружения статистически значимого расхождения данных отправителя и получателя ЯМ, а также несоответствия фактических данных данным, содержащимся в сопроводительных документах на ЯМ;

б) порядок действий персонала организации при обнаружении признаков аномалии в учете и контроле ЯМ;

в) порядок организации и проведения расследования аномалий в учете и контроле ЯМ и их признаков (с учетом особенностей проведения такого расследования в зависимости от вида аномалии);

г) порядок передачи и содержание информации в случае установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ, а также информацию о выполнении мер по устранению и предотвращению причин возникновения аномалии в учете и контроле ЯМ.

21. В разделе Положения "Меры учета и контроля ЯМ при авариях и чрезвычайных ситуациях" рекомендуется отразить:

а) порядок доступа к ЯМ и порядок действий персонала организации в ЗБМ при (после) возникновении(я) аварий, чрезвычайных ситуаций;

б) меры обеспечения сохранности ЯМ при (после) ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций в ЗБМ, в том числе порядок применения СКД;

в) критерии необходимости проведения внеплановой ФИ ЯМ в ЗБМ после ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций.

22. В разделе Положения "Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ" рекомендуется отразить:

а) порядок организации и осуществления административного контроля состояния учета и контроля ЯМ (далее - административный контроль), а также информацию о лицах, ответственных за его осуществление;

б) перечень вопросов, подлежащих административному контролю (в том числе контролю наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ);

в) порядок документального оформления результатов административного контроля;

г) порядок устранения замечаний, выявленных в ходе проведения административного контроля.

23. В разделе Положения "Порядок подготовки и допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ" рекомендуется отразить:

а) перечень должностных лиц, осуществляющих учет и контроль ЯМ в организации, которые должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии при назначении на должности, предусмотренные Перечнем должностей работников объектов использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 240;

б) организацию подготовки, переподготовки и проверки знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учета и контроля ЯМ;

в) порядок допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ.

24. Все графические и справочные материалы рекомендуется оформлять в виде приложений к Положению.