<Письмо> Минкультуры России от 15.09.2017 N 297-01.1-39-ВА <О детских школах искусств>

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 15 сентября 2017 г. N 297-01.1-39-ВА

Важнейшей задачей государственной культурной политики является сохранение и развитие не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве трехуровневой системы художественного образования (детская школа искусств - училище - творческий вуз), воспитавшей не одно поколение великих деятелей искусства и культуры.

Основой этой системы, зародившейся в конце XIX века, являются детские школы искусств (ДШИ), перспективам развития которых было посвящено заседание коллегии Минкультуры России в июле 2017 года.

В настоящее время в стране 5007 ДШИ, в которых обучается 1,5 млн. одаренных детей. Ежегодное увеличение количества детей, обучающихся в ДШИ, указывает на востребованность данного образования. Однако учредители ДШИ, которыми в основном являются муниципалитеты, значимость ДШИ как социального института недооценивают.

Усугубляет ситуацию и отсутствие в ряде субъектов Российской Федерации вертикали взаимодействия между региональными органами управления культурой и муниципальными образованиями по вопросу функционирования ДШИ и перспектив их развития.

КонсультантПлюс: примечание.

О персонифицированном финансировании дополнительного образования в детских школах искусств см. письмо Минпросвещения России N ОВ-500/06, Минкультуры России N 241-01.1-39-ВМ от 20.06.2019.

Среди наиболее острых проблем, отрицательно сказывающихся на всей системе художественного образования, - неправомерное, противоречащее историческому предназначению ДШИ отношение к ним как к учреждениям культурно-досуговой направленности (кружкам, домам детского творчества и др.), финансирование ДШИ по остаточному принципу, более низкий уровень оплаты труда преподавателей ДШИ, нежели у работников других учреждений дополнительного образования детей, и др.

Недооценка со стороны учредителей роли ДШИ в системе художественного образования, многолетнее недофинансирование их деятельности, которое привело к отсутствию у ДШИ возможности укреплять материально-техническую базу, приобретать музыкальные инструменты, пополнять библиотечные фонды, повышать квалификацию педагогических работников, негативно сказываются не только на всей системе художественного образования, но и духовно-нравственном состоянии российского общества.

Учитывая, что ДШИ, в основном, находятся в ведении муниципалитетов, одним из механизмов по урегулированию сложившейся ситуации может стать переподчинение муниципальных ДШИ региональным органам управления культуры, имеющим необходимый кадровый потенциал, поскольку именно они являются учредителями училищ и колледжей творческой направленности.

Согласно целому ряду стратегических документов, в том числе Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, система художественного образования является важнейшим ресурсом для духовно-нравственного развития российского общества.

КонсультантПлюс: примечание.

Аналитическая справка и проект плана не приводятся.

С целью объединения усилий Минкультуры России и субъектов Российской Федерации направляем для использования в работе решение коллегии от 8 июля 2017 г. N 16, аналитическую справку по итогам проведенного в 2016 году мониторинга деятельности ДШИ, а также проект Плана мероприятий ("дорожную карту") по перспективному развитию ДШИ на 2018 - 2022 годы, который необходимо согласовать в срок до 10 ноября 2017 года.

В.В.АРИСТАРХОВ