Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Рекомендации по организации и проведению работ по установлению уровней физической защиты радиационных объектов

II. Рекомендации по организации и проведению

работ по установлению уровней физической защиты

радиационных объектов

6. Уровни физической защиты радиационных объектов рекомендуется устанавливать для целей дифференцирования требований к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения.

7. В соответствии с пунктом 14 НП-034-15 уровни физической защиты радиационных объектов определяют совокупность требований, предъявляемых к составу организационных мероприятий, инженерно-технических средств физической защиты и персоналу физической защиты, и устанавливаются в результате работы комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов (далее - комиссия), назначенной руководителем организации или лицом, им уполномоченным (далее - руководитель организации).

8. Работы по установлению уровней физической защиты радиационных объектов рекомендуется проводить в следующих случаях:

при проектировании новых радиационных объектов;

при планировании изменений порядка обращения с радиоактивными веществами и эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения;

при реконструкции и модернизации радиационных объектов, эксплуатируемых на них радиационных источников и пунктов хранения, изменении расположения и количества радиационных объектов в организации;

если уровень физической защиты для радиационного объекта ранее не устанавливался.

Документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов, рекомендуется пересматривать раз в пять лет.

9. В состав комиссии рекомендуется включать:

1) лиц из состава персонала физической защиты, в том числе из сил охраны;

2) работников организации, компетентных в вопросах:

обращения с радиоактивными веществами, эксплуатации и функционирования радиационных источников и пунктов хранения, их потенциально опасных участков и критических элементов;

радиационной, технической (технологической) безопасности;

учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

3) должностных лиц, которые в соответствии с требованиями федеральных органов исполнительной власти (организаций) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводили категорирование последствий совершения террористических актов и разрабатывали паспорт безопасности объектов (территорий) организации <*>, а также работников, компетентных в вопросах обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) организации;

--------------------------------

<*> Примечание. Требования федеральных органов исполнительной власти (организаций) к антитеррористической защищенности объектов (территорий) подлежат утверждению постановлениями Правительства Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 1244 "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)".

4) представителей специализированных организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты, антитеррористической защищенности, оценки радиационного воздействия в результате аварий на радиационных объектах (в случае привлечения такой организации по решению руководителя организации для участия в работе комиссии).

10. В случае если с радиационного объекта удаляются все радиоактивные вещества, радиоактивные отходы и радиационные источники, после исключения его из условий действия лицензии допускается его исключение из перечня радиационных объектов, находящихся в организации, и внесение соответствующих изменений в документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов, без создания комиссии при утверждении вносимых изменений в документы руководителем организации.

11. Рекомендуется, чтобы кандидатура руководителя комиссии, ее состав, задачи и план (программа) работы комиссии, устанавливающий сроки выполнения работ, утверждались руководителем организации.

12. Рекомендуется, чтобы основными этапами работы комиссии были:

сбор исходных данных для установления уровней физической защиты радиационных объектов;

категорирование эксплуатируемых на радиационных объектах закрытых радионуклидных источников по радиационной опасности;

категорирование последствий диверсии на радиационных объектах;

установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников;

установление уровней физической защиты радиационных объектов.

13. Рекомендуемая схема организации и проведения работ по установлению уровней физической защиты радиационных объектов приведена в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности.

14. В качестве исходных данных для установления уровней физической защиты радиационных объектов рекомендуется использовать сведения из документов:

определяющих перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации;

устанавливающих модель нарушителей;

паспортов на радионуклидные источники;

паспортов безопасности объектов (территорий) организации;

проектной и (или) технической (эксплуатационной) документации на радиационные источники.

15. Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации, и документ, устанавливающий модель нарушителей, рекомендуется разрабатывать с учетом положений руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по составу и содержанию объектовых документов по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (РБ-115-16), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28 июня 2016 г. N 271, и руководства по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по проведению анализа уязвимости радиационного объекта" (РБ-120-16), утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 декабря 2016 г. N 535.

16. Комиссии рекомендуется также использовать в качестве исходных данных информацию о фактах (попытках) совершения хищений закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ в других организациях.

17. Комиссии рекомендуется на основании результатов работ подготавливать следующие документы:

документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника;

документ, устанавливающий категорию последствий диверсии на радиационных объектах с учетом принятой модели нарушителей;

документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ;

документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов.

В случае если радиационные объекты расположены на территории ядерного объекта, рекомендуется приводить ссылки на вышеуказанные документы в документе по категорированию предметов физической защиты и ядерного объекта.