Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Рекомендации по установлению возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников

V. Рекомендации по установлению возможности

или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых

радионуклидных источников

31. На этапе установления возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников комиссии рекомендуется провести обследование радиационного объекта, которое включает:

визуальный осмотр радиационного объекта, мест использования или хранения радиоактивных веществ, радиоактивных отходов и элементов систем и оборудования радиационного источника или пункта хранения;

изучение технической (эксплуатационной) и проектной документации на радиационные источники и пункты хранения и определение их конструкционных особенностей;

определение порядка обращения с радиоактивными веществами;

установление активности всех закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, агрегатного состояния радиоактивных веществ, габаритно-массовых характеристик закрытых радионуклидных источников;

определение времени бесконтрольного несанкционированного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника или мест хранения закрытых радионуклидных источников, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов, сравнение его со временем реагирования на несанкционированные действия на радиационном объекте, определение возможности такого извлечения без применения специальных инструментов и приспособлений;

выявление особенностей учета и контроля закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ;

определение других свойств и характеристик радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения, которые могут быть учтены при оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ.

32. При проведении аналитической работы по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ комиссии рекомендуется изучить документ, устанавливающий модель нарушителей, с целью учета таких характеристик потенциальных нарушителей, как:

количество внешних нарушителей;

наличие внутренних нарушителей, их количество, а также возможность взаимодействия с внешними нарушителями;

наличие у нарушителей вооружения, в частности взрывчатых веществ, инструментов и приспособлений, в том числе специальных инструментов, необходимых для извлечения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников, а также ключей от запирающих устройств у внутренних нарушителей;

степень подготовленности нарушителей, их осведомленность о радиационном объекте, об устройстве и особенностях эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения на радиационном объекте;

наличие возможности у нарушителей захватить средства и приспособления, расположенные на территории радиационного объекта и организации;

наличие возможности захвата заложников, которые могут под принуждением содействовать нарушителям в хищении (извлечении) закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ.

33. При проведении аналитической работы по оценке возможности хищения комиссии рекомендуется проанализировать собранную информацию о случаях (попытках) совершения хищений закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ в других организациях. Случаи, когда было осуществлено хищение в отношении радиационных источников и пунктов хранения, аналогичных тем, которые эксплуатируются на радиационном объекте организации, рекомендуется рассматривать как фактор, указывающий на возможность совершения хищения.

34. Результатом проведения аналитической работы комиссией является обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения, который рекомендуется делать в отношении каждого закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ радиационных объектов.

35. Поскольку при хищении нескольких закрытых радионуклидных источников появляется угроза их совместного радиационного воздействия на работников (персонал) и (или) население, комиссии рекомендуется для каждого радиационного объекта определить категорию радиационной опасности совокупности находящихся на нем закрытых радионуклидных источников, в отношении которых установлена возможность хищения, в соответствии с требованиями НП-067-16 на основе агрегированного A/D-отношения. При установлении уровня физической защиты радиационного объекта рекомендуется учитывать указанную категорию радиационной опасности совокупности закрытых радионуклидных источников.

36. В документе (решении комиссии), содержащем обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, рекомендуется указывать:

активность закрытого радионуклидного источника или радиоактивных веществ;

конструктивную возможность несанкционированного извлечения закрытого радионуклидного источника из мест использования без применения специальных инструментов и приспособлений;

возможность или невозможность хищения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из мест хранения с учетом защитных свойств и габаритно-массовых характеристик защитных устройств;

время бесконтрольного несанкционированного извлечения закрытого радионуклидного источника из мест использования и хранения и радиоактивных веществ по сравнению со временем реагирования на несанкционированные действия на радиационных объектах; возможность гарантированного обнаружения этих несанкционированных действий;

способность системы физической защиты противостоять угрозе хищения в рамках модели нарушителей;

влияние процедур учета и контроля закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ на возможность их бесконтрольного изъятия из мест хранения (эксплуатации);

категорию радиационной опасности совокупности закрытых радионуклидных источников на радиационном объекте, в отношении которых установлена возможность хищения, в виде сводной таблицы по форме, приведенной в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности.