23.397. Эксплуатационные усилия и моменты управления

(a) В условиях полета воздушные нагрузки на отклоняющиеся поверхности и соответствующие углы отклонения не должны превышать те, что возникают в полете в результате приложения пилотом усилий, указанных в пункте (b) настоящего параграфа. Применяя этот критерий, следует учитывать влияние сервомеханизмов и гидроусилителей системы управления, а также влияние триммеров. Усилие автопилота следует включать в расчет в том случае, если один автопилот может создать нагрузки на поверхности управления более высокие, чем пилот.

(b) Эксплуатационные усилия и моменты, прикладываемые пилотом:

Орган управления

Эксплуатационные усилия или моменты для расчетного веса, равного или меньшего 2270 кгс <1>

Элерон:

Ручка управления

30,4 кгс

Штурвал <3>

22,7 D кгс·м <4>

Руль высоты:

Ручка управления

75,8 кгс

Штурвал (симметр.)

90,8 кгс

Штурвал (несимм.) <5>

59,0 кгс

Руль направления

90,8 кгс

--------------------------------

<1> Для расчетного веса G, большего 2270 кгс, указанные эксплуатационные усилия должны быть увеличены линейно по весу до 1,18 от указанных значений при расчетном весе 5700 кгс, а для самолетов переходной категории - до 1,35 от указанных значений при расчетном весе 8600 кгс.

<2> [Зарезервирован]

<3> Часть проводки управления элеронами, для которой этот случай является расчетным, должна быть также рассчитана на действие одной тангенциальной силы, эксплуатационное значение момента от которой в 1,25 раза больше момента пары сил, определенного по этой таблице.

<4> D - диаметр штурвала, м.

<5> Несимметричное усилие должно быть приложено к одному из обычных мест захвата на периметре штурвала управления.

(a*) Элементы системы управления рулем направления должны быть дополнительно рассчитаны на нагрузки, равные 100 кгс и действующие одновременно на каждую педаль.