23.173. Статическая продольная устойчивость

В условиях, указанных в параграфе 23.175, и при указанной там балансировке самолета, характеристики усилий на рычаге управления рулем высоты и силы трения в системе управления должны быть следующими:

(a) Для достижения и выдерживания скоростей меньше балансировочной скорости должны требоваться тянущие усилия, а для достижения и выдерживания скоростей больше указанной балансировочной скорости должны требоваться толкающие усилия. Это должно быть продемонстрировано на любой скорости, которая может быть получена, за исключением скоростей, требующих усилия на рычаге управления, превышающего 18 кгс, и скоростей больше максимальной допустимой скорости или меньше минимальной скорости установившегося полета без сваливания.

(b) При плавном снятии усилия с рычага управления на любой скорости в пределах диапазона скоростей, указанного в пункте (a) настоящего параграфа, скорость должна возвратиться в пределы допусков, установленных для соответствующих категорий самолетов:

(1) На самолетах нормальной, многоцелевой и акробатической категорий скорость должна возвратиться к исходной балансировочной скорости с отклонением от нее в пределах 00000002.wmz 10% (диапазон свободного восстановления скорости).

(2) На самолетах переходной категории скорость должна возвратиться к исходной балансировочной скорости с отклонением от нее в пределах 00000003.wmz 7,5% в крейсерском режиме, указанном в 23.175(b).

(c) Усилие на рычаге управления должно изменяться по скорости таким образом, чтобы любое существенное изменение скорости приводило к отчетливо ощущаемому пилотом изменению усилия на рычаге управления.

(a*) Балансировочные зависимости усилий на рычаге управления рулем высоты и отклонений рычага управления рулем высоты от перегрузки PB = f1 (nya) и XB = f2 (nya) или от угла атаки 00000004.wmz и 00000005.wmz, при перегрузках nya 00000006.wmz 1 должны иметь отрицательный наклон вплоть до допустимого в эксплуатации угла атаки 00000007.wmz или 00000008.wmz - в зависимости от того, что наступает раньше. Величины градиентов должны быть приемлемыми по оценке пилота.

(b*) При перегрузках nya < 1 балансировочные зависимости PB = f1 (nya) и XB = f2 (nya) или 00000009.wmz и 00000010.wmz на самолетах, не предназначенных для выполнения фигур пилотажа, должны иметь отрицательный наклон до перегрузки nya = 0,5. При дальнейшем уменьшении перегрузки вплоть до nya = 0 допускается положительный наклон балансировочных зависимостей PB = f1 (nya) и 00000011.wmz, однако уменьшение усилий не должно превышать 30% от максимального значения и остаточное усилие должно превышать силу трения в системе продольного управления не менее чем в три раза.

На самолетах, предназначенных для выполнения фигур пилотажа, при перегрузках nya < 1 наклон балансировочных зависимостей PB = f1 (nya) и XB = f2 (nya) или 00000012.wmz и 00000013.wmz должен быть отрицательным вплоть до 00000014.wmz на отрицательных углах атаки или до перегрузки 00000015.wmz - в зависимости от того, что достигается раньше. Величины градиентов при перегрузках nya < 1 должны быть приемлемыми по оценке пилота.