См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

3.5. Транспорт

В 2015 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась падением коммерческих перевозок грузов и пассажирооборота, ростом грузооборота (снижение объема коммерческих перевозок грузов на 2,8%, пассажирооборота транспорта общего пользования на 5.4%, рост коммерческого грузооборота на 0,1%).

Снижение объема перевозок грузов в 2015 году отмечалось на всех видах транспорта, кроме морского (рост 15,5%) и воздушного транспорта (рост 2,7%). Основными причинами снижения спроса на перевозки грузов является сокращение объемов производства в строительной отрасли, торговом секторе, а также объемов внешней торговли.

В структуре перевозок грузов в 2015 году доминировал автомобильный транспорт - 53,2% от общего объема коммерческих перевозок грузов, без трубопроводного транспорта.

Рост коммерческого грузооборота наблюдался на магистральном железнодорожном (0,2%), морском (24,1%) и воздушном (5,8%) транспорте. Среднее расстояние перевозки одной тонны груза увеличилось в 2015 году на 2,3%, что обусловлено изменением структуры перевозимых грузов и перераспределением объемов перевозки высокодоходных грузов между видами транспорта.

Снижение грузооборота в 2015 году наблюдалось на автомобильном и внутреннем водном транспорте. Основными причинами снижения объемов перевозок грузов по транспортному комплексу является ухудшение макроэкономической ситуации в России, сокращение объемов производства в основных грузообразующих отраслях и снижение объемов внешней торговли.

В структуре грузооборота в 2015 году доминировал магистральный железнодорожный транспорт - 91,2% от общего объема коммерческого грузооборота, без трубопроводного транспорта.

Снижение пассажирооборота в 2015 году наблюдалось на всех видах транспорта.

По оперативным данным Росстата, в январе - августе 2016 г. наблюдается ускорение темпов роста основных производственных показателей - объема коммерческих перевозок грузов (на 1,3%) и грузооборота (на 2%) организациями всех видов экономической деятельности (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) и снижение пассажирооборота (на 4,5%) транспорта общего пользования.

Оценка 2016 года с учетом тенденций развития отдельных видов транспорта и макроэкономических параметров (рост объемов производства, оборота торговли и инвестиционной активности) позволяет прогнозировать в 2016 году увеличение объема коммерческих перевозок грузов на 0,7% и грузооборота на 1,3%, а также падение пассажирооборота на 3,4 процента.

С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется уверенный рост показателей деятельности транспортного комплекса. Объем коммерческих перевозок грузов в 2019 году оценивается на уровне 3 739,8 млн. тонн (рост 4,2%), объем грузооборота - 2 712,7 млрд. т-км (рост 6,7%).

Вместе с тем, учитывая темпы роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, динамику спроса платежеспособного населения, ожидается незначительное увеличение пассажирооборота транспорта общего пользования в 2019 году, который составит 523,5 млрд. пасс.-км (0,5%).

Также следует отметить, что на динамику рынка пассажирских перевозок существенное влияние оказывает финансовое состояние ее крупных игроков и монополий.

В 2015 году число прибыльных крупных и средних организаций транспортного комплекса сократилось до 2,1 тыс. ед. (снижение на 2,1%). При этом по итогам 2015 года прибыль организаций увеличилась в сопоставимых ценах на 17,7% и составила 370,8 млрд. рублей.

В 2015 году убыточной была деятельность автомобильного транспорта (убытки составили 6,2 млрд. рублей), убытки внутреннего водного транспорта - 0,4 млрд. рублей, воздушного транспорта - 33,5 млрд. рублей и наземного городского электрического транспорта - 4,8 млрд. рублей.

С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2015 году были сохранены меры государственной поддержки.

Для повышения доступности транспортных услуг для населения в 2015 году осуществлялось субсидирование авиаперевозок населения российским авиакомпаниям на уплату лизинговых платежей на покупку самолетов для осуществления внутрирегиональных перевозок, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом, перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и поездах дальнего следования в плацкартных вагонах и общих вагонах.

Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период.

Значительными "узкими местами" сетей железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.

Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам (Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала) не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.

Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Около половины находится в эксплуатации 50 - 75 и более лет. Также ухудшаются судоходные условия внутренних водных путей из-за снижения уровня воды вследствие русловой эрозии и уменьшения глубин судового хода.

Инвестиции в основной капитал в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета в 2015 году составили 464,7 млрд. рублей. Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2016 - 2019 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:

подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году;

устранение "узких мест" транспортной инфраструктуры, в том числе реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в крупных транспортных узлах;

реализация проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе строительство скоростных автомобильных дорог;

развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.

Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.

Темпы роста инвестиций будут определяться скоростью формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также объемом дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.