В 2015 году деятельность транспортного комплекса характеризовалась падением коммерческих перевозок грузов и пассажирооборота, ростом грузооборота (снижение объема коммерческих перевозок грузов на 2,8%, пассажирооборота транспорта общего пользования на 5.4%, рост коммерческого грузооборота на 0,1%).
Снижение объема перевозок грузов в 2015 году отмечалось на всех видах транспорта, кроме морского (рост 15,5%) и воздушного транспорта (рост 2,7%). Основными причинами снижения спроса на перевозки грузов является сокращение объемов производства в строительной отрасли, торговом секторе, а также объемов внешней торговли.
В структуре перевозок грузов в 2015 году доминировал автомобильный транспорт - 53,2% от общего объема коммерческих перевозок грузов, без трубопроводного транспорта.
Рост коммерческого грузооборота наблюдался на магистральном железнодорожном (0,2%), морском (24,1%) и воздушном (5,8%) транспорте. Среднее расстояние перевозки одной тонны груза увеличилось в 2015 году на 2,3%, что обусловлено изменением структуры перевозимых грузов и перераспределением объемов перевозки высокодоходных грузов между видами транспорта.
Снижение грузооборота в 2015 году наблюдалось на автомобильном и внутреннем водном транспорте. Основными причинами снижения объемов перевозок грузов по транспортному комплексу является ухудшение макроэкономической ситуации в России, сокращение объемов производства в основных грузообразующих отраслях и снижение объемов внешней торговли.
В структуре грузооборота в 2015 году доминировал магистральный железнодорожный транспорт - 91,2% от общего объема коммерческого грузооборота, без трубопроводного транспорта.
Снижение пассажирооборота в 2015 году наблюдалось на всех видах транспорта.
По оперативным данным Росстата, в январе - августе 2016 г. наблюдается ускорение темпов роста основных производственных показателей - объема коммерческих перевозок грузов (на 1,3%) и грузооборота (на 2%) организациями всех видов экономической деятельности (без трубопроводного и железнодорожного транспорта необщего пользования) и снижение пассажирооборота (на 4,5%) транспорта общего пользования.
Оценка 2016 года с учетом тенденций развития отдельных видов транспорта и макроэкономических параметров (рост объемов производства, оборота торговли и инвестиционной активности) позволяет прогнозировать в 2016 году увеличение объема коммерческих перевозок грузов на 0,7% и грузооборота на 1,3%, а также падение пассажирооборота на 3,4 процента.
С учетом ситуации, складывающейся в транспортном комплексе, прогнозируемых темпов роста промышленного производства и ВВП, в среднесрочной перспективе прогнозируется уверенный рост показателей деятельности транспортного комплекса. Объем коммерческих перевозок грузов в 2019 году оценивается на уровне 3 739,8 млн. тонн (рост 4,2%), объем грузооборота - 2 712,7 млрд. т-км (рост 6,7%).
Вместе с тем, учитывая темпы роста реальных располагаемых доходов населения, ВВП, динамику спроса платежеспособного населения, ожидается незначительное увеличение пассажирооборота транспорта общего пользования в 2019 году, который составит 523,5 млрд. пасс.-км (0,5%).
Также следует отметить, что на динамику рынка пассажирских перевозок существенное влияние оказывает финансовое состояние ее крупных игроков и монополий.
В 2015 году число прибыльных крупных и средних организаций транспортного комплекса сократилось до 2,1 тыс. ед. (снижение на 2,1%). При этом по итогам 2015 года прибыль организаций увеличилась в сопоставимых ценах на 17,7% и составила 370,8 млрд. рублей.
В 2015 году убыточной была деятельность автомобильного транспорта (убытки составили 6,2 млрд. рублей), убытки внутреннего водного транспорта - 0,4 млрд. рублей, воздушного транспорта - 33,5 млрд. рублей и наземного городского электрического транспорта - 4,8 млрд. рублей.
С целью укрепления роста показателей деятельности транспортного комплекса в 2015 году были сохранены меры государственной поддержки.
Для повышения доступности транспортных услуг для населения в 2015 году осуществлялось субсидирование авиаперевозок населения российским авиакомпаниям на уплату лизинговых платежей на покупку самолетов для осуществления внутрирегиональных перевозок, на обеспечение доступности внутренних региональных и местных перевозок пассажиров воздушным транспортом, перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и поездах дальнего следования в плацкартных вагонах и общих вагонах.
Учитывая значительный положительный эффект, ряд оказываемых мер государственной поддержки будет пролонгирован на среднесрочный период.
Значительными "узкими местами" сетей железных и автомобильных дорог являются подходы к морским портам, аэропортам и пограничным пунктам пропуска.
Большинство автомобильных и железнодорожных подъездных путей к крупнейшим морским портам (Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала) не обеспечивают возросший поток грузов, многие аэропорты не имеют пассажирского железнодорожного сообщения.
Расположенные на внутренних водных путях судоходные гидротехнические сооружения эксплуатируются в течение длительного периода. Около половины находится в эксплуатации 50 - 75 и более лет. Также ухудшаются судоходные условия внутренних водных путей из-за снижения уровня воды вследствие русловой эрозии и уменьшения глубин судового хода.
Инвестиции в основной капитал в целом по транспортному комплексу за счет средств федерального бюджета в 2015 году составили 464,7 млрд. рублей. Размер инвестиций в транспортный комплекс за счет средств федерального бюджета на период 2016 - 2019 годов определен исходя из приоритетов развития транспортной инфраструктуры:
подготовка объектов транспортной инфраструктуры, связанных с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году;
устранение "узких мест" транспортной инфраструктуры, в том числе реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры в крупных транспортных узлах;
реализация проектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе строительство скоростных автомобильных дорог;
развитие транспортного комплекса в рамках Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 2020 года", включая строительство мостового перехода через Керченский пролив.
Реализация указанных проектов позволит ослабить инфраструктурные ограничения развития рынка транспортных услуг. В среднесрочный период темпы роста инвестиций в транспортную инфраструктуру будут определять темпы сокращения дисбаланса между пропускной способностью транспорта и потребностями экономики, а также населения.
Темпы роста инвестиций будут определяться скоростью формирования благоприятной среды для привлечения частных инвестиций, а также объемом дорожных фондов (федерального и региональных), внедрением контрактов жизненного цикла, привлечением специализированных компаний к управлению федеральным имуществом.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей